ХУДОЖНИКИ
Зорин Григорий Степанович
Опубликовано 23.09.2012 | ХудожникиТема |
1919-2006 Живописец. Участник Великой Отечественной войны. Член СХ СССР с 195О года. Заслуженный художник РСФСР
Родился 28 февраля 1919 года в деревне Власово Уральской области. В 1939 году поступил в Иркутское художественное училище, но в 1941 году был призван в ряды Красной Армии. Во время войны участвовал в боевых действиях на Втором Дальневосточном фронте по освобождению территории Китая от японских милитаристов, демобилизовался в 1946 году.
В 1950 году была создана первая историческая картина «Оборона Петропавловска», отмеченная дипломом первой степени комитета по делам искусства при Совете министров РСФСР. В 1961 году Зорин был избран председателем правления Хабаровского отделения Союза художников РСФСР. В 1969 году он возглавил правление вновь.
Григорий Зорин относится к поколению, прошедшему войну, поколению обостренной справедливости. К нему же относятся Гелий Коржев, Виктор Иванов, Таир Салахов - они создали произведения высокой художественности и не имеющие аналогов в искусстве по силе духа и красоте воплощенных образов.
Григорий Степанович Зорин - мастер исторической картины, с его именем связано начало профессиональной жизни Хабаровской организации СХ России. Его картины исполнены в традиции художников-шестидесятников. Содержание некоторых из его произведений соотносится с направлением в искусстве, именуемым «суровый стиль». Герои картин Зорина сильны духом, выносливы, судьба бросает их в исключительные обстоятельства. Картина «Сибирской дальней стороной» (1959-60 гг.) - яркое воплощение этого направления. Зорин, пожалуй, один из немногих художников, кто задумывался о правдивой истории России, кем и как заселялся Дальний Восток. Картина «Кандальный звон» не вызывала официального одобрения власти, поскольку творческий интерес Зорина был больше к России каторжной, далекой от энтузиазма строителей коммунизма. Много упрекали Зорина за его тягу к истории каторжан в России. Его картины о поколениях, судьба которых – судьба вынужденных переселенцев. Были первопроходцы, что осваивали земли, поднимали флаг Российского государства на неосвоенных территориях. Были времена, когда насильно гнали по этапу, тем самым заселяя необжитые пространства. Были другие времена – одни спасались от голода, засухи, неурожая, были и те, кого опять гнали по этапу, как бесплатную силу «первостроителей». Позднее ездили и «за туманом и за запахом тайги». Увы, туман быстро рассеивался, но для многих эта земля стала своей. В чувствах художника Зорина она была одной Россией:
«Первые русские на Амуре» (1956-57гг.), «Землепроходцы» (1959-60гг.), «В лимане Амура» (1961), «Сибирской дальней стороной» (1960), «Русские. Северным путем».
У каждого художника есть свои цветовые привязанности, Зорин любил белый, но белый не из белил, а созданный из тончайших замесов и в сочетании с другими красками. Красивейший эскиз к очередной картине: кряжистые фигуры людей с лицами испытавших судьбу в нечеловеческих условиях. Они одеты в белую исподнюю одежду, выбеленную солнцем - одежду каторжан.
В период 90-х, последнего творческого десятилетия, Григорий Зорин создал несколько десятков великолепных натюрмортов осени. Золотая дальневосточная осень, яркое счастливое мгновение…
Григорий Степанович Зорин - участник всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставок с 1947 года. Персональные выставки прошли в 1969-м, 1989-м годах.
Произведения художника находятся в собраниях: Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, Музей изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Картинная галерея им. А. М. Федотова (г. Хабаровск), Музей современного искусства ЕАО (г. Биробиджан).
Государственный архив Хабаровского края
Мультимедийный историко-документальный выставочный проект "Миропонимание в красках":
https://sites.google.com/view/miroochuchenie/главная-страница/личные-фонды-художников/г-с-зорин
Сибирской дальней стороной. 1966
Холст, масло. 126 х 238
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Первые русские на Амуре. 1959 (?)
Холст, масло. 126 х 267
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
В лимане Амура. 1963
Холст, масло. 90 х 195
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Эскиз к картине «Кандальный звон». 1977
Холст, масло. 45 х 60