тел. 8 (4212) 21-11-64


















































































































  






















































































































ХУДОЖНИКИ

Кутуров Геннадий Матвеевич

Опубликовано  03.10.2012 | ХудожникиТема | Живопись | Графика

1937–2001 г.г. Живописец, график. Член СХ СССР с 1975 года.

 

  Кутуров Геннадий Матвеевич родился 15 июня 1937 года в селе Кошки Куйбышевской области. В 1965 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Учился у Е. М. Фентисова, В. В. Начапкина.

  Геннадий Кутуров работал с различными материалами, экспериментировал с техниками, пытался разнообразить фактуру изобразительной поверхности. Его произведения отличаются искренностью, лиризмом и большой любовью к жизни.

  Ранние станковые работы обладают фронтальностью, постановочностью в композиции, застылостью ритмических и пластических компонентов, надуманными ракурсами и поворотами, обобщенными цветосочетаниями: «Искатели жемчуга»; «Проектировщики»; «Рыборазделочницы» и другие работы. Стремление познавать новое, пробовать себя в разных направлениях определили его дальнейшие творческие поиски.

  Значительное влияние на профессиональный рост и формирование художественно-образного мышления оказала работа на творческих дачах Союза художников СССР: «Горный ключ», «Челюскинская», «Академическая», «Дзинтари» (Прибалтика). Графические произведения этого периода соединили своеобразный быстрый «непричесанный» кутуровский рисунок с колористическим чувством в определенную завершенность: «Старая Ладога осенью» (1972); «Крепость старой Ладоги», (1972); «Дождь в Дзинтари», (1974). Серия «Прибалтика-75» отличается особым лирическим колоритом: «Рига-75»; «Площадь ратуши»; «Домский собор»; «Каунас вечером»; «Каунасский собор-музей»; «Русская церковь в парке г. Каунаса»; «9 форт. Каунас» и др.

  Художник много путешествовал, особой любовью проникнуты пейзажи Сахалина: «Невельск зимой», (1978); «Горы Сахалина», (1982); «Море синее» (1982); «Сентябрьский берег Сахалина», (1988); «Холмский порт»; «Порт у Корсаково»; «Томари. Сахалин»; «Залив Терпения у Поронайска» (х., м.) и др. Этюдный материал Камчатки превращался в станковые живописные произведения: «Шторм у Командор»; «Парк Петропавловска-Камчатского»; «Осень в Эссо. Камчатка».

  Амурские мотивы нашли отражение в живописных работах: «Амур – река родная»; «Ледоход. Хабаровск»; «Покинутый маяк в Аури» «Булавинский пейзаж»; «После дождя. Булава»; «Булавинские протоки»; «Амур вечером у набережной».

  Графика Геннадия Кутурова отлична от офортов «монтажного репортажа», распространенных в этот период. Значительным явлением в дальневосточной графике можно назвать серию «Солнце над Амуром», выполненную в технике силуэтной вырезки из черной бумаги, наподобие китайских народных картинок или амурского орнаментального искусства. В графических листах: «Камни Сикачи- Аляна», «Шаман», «Амурские волны», «Бабка Ангина», «Здесь мы живем», «Приготовление талы» - чрезвычайно органично соединяются пластическая выразительность силуэта, композиционная условность, декоративность в заполнении пространства. Графике Г. Кутурова - рисованной, живописной, печатной, аппликативной, присущи черты отражения и любования окружающим пространством.

  Серия «Русские офицеры – исследователи Дальнего Востока»: «С. Макаров», «Витус Беринг», «Г. Невельской» обладает выразительной графикой и показывает художника как хорошего рисовальщика.

  Основная тема творческих произведений – это большая и чувственная любовь к женщине, к женщине-матери, женской красоте. Поэтическими переживаниями и философскими раздумьями наполнено произведение «Земля. Воздух. Луна…» («Тревожный сигнал Земле»), в котором аллегорическая женская фигура символизируют земную и неземную красоту матери-природы. Загадочный образ Луны являлся притягательным для художника, «лунная тема» присутствует во многих произведениях: «Над Камчаткой – Луна»; «Луна и голубь» и др.

  Знаковой работой всей творческой жизни художника был образ женщины-матери с ребенком на руках, смотрящим прямо на зрителя. Картина «Мать и дитя», своего рода икона, которая прошла через все творчество художника. Сюжет неоднократно писался, переписывался. Этот священный для него образ включался в другие работы и становился символикой плаката.

  Творческое наследие свидетельствует о художнике, отразившем общечеловеческие ценности, умеющим предчувствовать события, ценить жизнь во всех ее проявлениях.

  Г. М. Кутуров – участник городских, краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставок.

  Произведения Г. М. Кутурова находятся в коллекциях: Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск); Музейно-выставочном центре Забайкальского края (г. Чита); Картинной галерее им. А. М. Федотова (г. Хабаровск); Музея современного искусства ЕАО (г. Биробиджан).

 

Каунас. 1971

Бумага, цветной карандаш. 32 х 49

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск

 

Рига у Петровского дворца. 1975

Бумага, цветной карандаш, акварель. 38 х 33,5

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск