тел. 8 (4212) 21-11-64
















































































































  






















































































































ХУДОЖНИКИ

Бельды Андрей Иченгаевич

Опубликовано  02.12.2012 | ХудожникиТема | Живопись

1929-1987. Живописец. Член СХ СССР с 1971 года. Первый профессиональный нанайский художник.

 

  Родился 18 октября 1929 года в стойбище Дондон Хабаровского края.

  В 1944 году окончил семилетнюю школу в поселке Найхин. В 1945 году поступил во Владивостокское училище, где проучился два года - не смог учиться из-за крайне тяжелого материального положения. В судьбе Андрея Бельды решающую роль сыграл профессор, член-корреспондент Академии наук СССР Валентин Александрович Аврорин, который участвовал в нескольких этнографических экспедициях по Амуру от Академии народов Севера. Он заметил талантливого юного художника и настоял на поступлении Андрея Бельды в Ленинградское художественное училище (при институте имени Репина), где Андрей Иченгаевич проучился с 1949 по 1954 год. В 1954 году Андрей Бельды поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1960 году защитил диплом картиной «Сдача пушнины» (руководитель Б. В. Иогансон). Учась в Ленинграде, Андрей Иченгаевич перевел на нанайский язык детскую сказку Розанова «Приключения Травки» и сборник русских народных сказок. Произведения студента Андрея Бельды, выполненные в технике акварели - «Шаман», «В школу на собаках», «Девушка с книгой» (1946-1949 гг.), были приобретены музеем Арктики и Антарктики, акварель «Семья нанайцев» приобретена музеем Этнографии народов СССР г. Ленинграда.

  По окончании института, в 1960 году, вернулся на Дальний Восток и стал работать в Хабаровском пединституте.

  Андрей Иченгаевич Бельды - нанайский художник, живописец. Ему удалось, казалось бы, соединить невозможное: высокие живописные традиции русского искусства с искренним желанием привнести материальное ощущение традиций нанайского малочисленного народа, передать его великую мудрость.

  Заметной гранью творчества художника явилось создание портретной галереи, связанной любовью и национальной гордостью за своих соотечественников. «Портрет проводника В. К. Арсеньева Гейкера Камбука», первое название произведения «Таежный философ». Камбука Гейкер - проводник знаменитого исследователя земли дальневосточной

  В. К. Арсеньева. На картине изображен старик, сидящий у костра, ноги по щиколотки в иле, жиденькая, как у всех нанайцев и удэгейцев, бороденка заплетена в длинную косичку. В едва теплящихся углях костра угадываются очертания петроглифов – рисунков древнего художника, загадка, ниспосланная из глубины веков. В этом произведении чувствуется свободное владение кистью и увлечение фактурой, которая у художника Бельды порой граничит с пределами живописных возможностей.

  Его знаменитый «Портрет писателя Ходжера» также поражает живописными испытаниями. Чтобы подчеркнуть национальную особенность Ходжера, автор в качестве холста неожиданно использует рыбью кожу, выделанную в традициях нанайских мастеров. Живопись портрета отличается сложной фактурой, каждый ее сантиметр - восторженная любовь художника к предмету своего созидания.

  «Мать» - портрет Хунгалики Бельды, матери тринадцати сыновей (тринадцатым был Андрей Бельды). Хунгалика означает на нанайском языке «червячок», имена детям давали неяркие, чтобы отвлечь от ребенка беду. Иной жизни кроме как научиться выживать в тяжелейших условиях она не знала, кормильцем ее семьи была река Амур, река тяжелой желтой воды.

  «Портрет старика с трубкой» - в нем заключается собирательный образ нанайцев, народа с многовековой культурой, тайной мудростью многих поколений. Старик немногословен, привычно курит трубку, чувствуется, что за этим занятием он проводит немало времени.

  Андрей Иченгаевич Бельды - участник всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставок с 1958 года.

  Произведения художника находятся в собраниях: Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Российский государственный музей Арктики и Антарктики (г. Санкт- Петербург), Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург), Картинная галерея им. А. М. Федотова (г. Хабаровск), Краеведческий музей Нанайского района Хабаровского края (с. Троицкое).

 

Портрет проводника К. Арсеньева Гейкера Комбоки. 1973

Холст, масло. 140 х 100

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск