тел. 8 (4212) 21-11-64
















































































































  






















































































































ХУДОЖНИКИ

Зуенко Василий Григорьевич

Опубликовано  25.12.2012 | ХудожникиТема | Живопись | Графика

1919–2002 Живописец, график.  Участник Великой Отечественной войны. Член СХ СССР с 1963 года.

 

  Родился 20 декабря 1919 года в селе Ковалевка Полтавской области. В 1936 году поступил в Ворошиловоградское художественное училище. В 1939 году был призван в ряды Советской Армии. По окончании Омского зенитно-артиллерийского училища (1940 -1942 гг.) был направлен в Дальневосточный округ. Участвовал в боевых действиях на Втором Дальневосточном фронте в звании командира батареи зенитного артиллерийского полка. Член КПСС с 1944 года.

  После войны работал в Хабаровском издательстве до 1955 года. Художник-график Зуенко проиллюстрировал более тридцати книжных изданий. Успех и творческое удовлетворение принесли иллюстрации к «Нивхским сказкам» в 1956 году.

  «Лиха беда начало», «Солдаты на привале», «Портрет девушки» - произведения, которые подвигли художника к дальнейшему творчеству.

  В 1957 году на республиканской выставке представил два произведения - «Портрет Петра Комарова», «Портрет Сергея Лазо». Обе работы находятся в Хабаровском краеведческом музее. В 1965 году по результатам второй республиканской выставки «Советская Россия» графические работы «Нанайские девушки», «Морячка» были отмечены Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

  Графика имеет прекрасное свойство многогранно раскрывать тему, в одну серию включаются несколько листов, порой до десятка и более. Известна замечательная серия о рыбаках под названием «Люди Амура», выполненная в офорте. «Рыбацкие будни» - изысканная монотипия. Поэтическое решение простой, казалось бы, жизни людей Амура.

  Особый талант Василия Зуенко проявился в портрете. Его проницательность, умение почувствовать характер модели, помогали избегать поверхностных характеристик. В каждом образе - индивидуальная судьба. Художник никогда не использовал примелькавшихся штампов, поэтому ему удавалось создать цельные образы людей разных социальных слоев: рыбаков и писателей, художников и моряков, врачей и охотников. В офорте «Нивх» чувствуется характер будущего ловкого удачливого охотника и рыбака. Портреты А. Федотова, Г. Зорина, Б. Шахназарова, Н. Долбилкина, художник Зуенко исполнил для будущего поколения. Но самое важное, что хотел оставить художник на память потомкам - известное и понятное только ему - их манеру работать, их главные качества творца, привычки. Ему не нужно было угадывать характеры – он их знал и любил, уважал, как больших художников. Хрупкая фигура Федотова у мольберта на фоне очередного мощного пейзажа - здесь не только внешнее сходство, но и угадывается манера Федотова работать. Борис Шахназаров на портрете Зуенко находится в пространстве своих любимых мотивов, в образе художника заметны признаки южного человека - его царственная манера себя держать, сдержанность и в то же время уважение к собеседнику.

  Как мало, к сожалению, работал художник в жанре пейзажа и бытовых сценок. «Улицы Хабаровска» - дождь, блики фонарей, отражающиеся в лужах воды, редкие фигурки бегущих людей. Как красочен и насыщен оттенками знакомый городской мотив!

  90-е годы для Василия Зуенко были испытанием, связанным с изменением в жизни, с крушением привычных устоев. Художнику грозила полнейшая слепота, но, не теряя надежды, Василий Зуенко, чтобы не чувствовать себя беспомощным и одиноким, поставил перед собой, казалось бы, неразрешимую задачу - подготовить персональную выставку. На ощупь он создал к выставке более 50 новых произведений.

  В 1997 году, после сложной операции, художник нашел в себе силы и подготовил персональную выставку. На ней было представлено около 200 произведений живописи и графики.

  Василий Григорьевич Зуенко - участник всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставок с 1954 года.

  Произведения художника находятся в собраниях: Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, Картинная галерея им. А. М. Федотова (г. Хабаровск), Музей изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре).

 

Рыбачка Амура. 1961

Бумага, офорт. 70 х 45,5

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

 

Северянин. 1969

Бумага, офорт. 68 х 45

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск

 

Портрет художника А. М. Федотова. 1983

Оргалит, масло. 106 х 68

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск