тел. 8 (4212) 21-11-64


















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 »  10 стр.

  Творческая деятельность молодого художника Владимира Амельянчика начиналась  с работ в технике  линогравюры и гравюры на картоне: «Утро семьи Росугбу Пула», «Мальчишки Нергена», «Рыбаки Амура», «Аури», «Проводы» и в других листах еще присутствуют черты «сурового» стиля художников-шестидесятников: минимализм художественных средств, сдержанная постановочная организация композиции, уплощение композиции, условность и типичность в проработке формы.  В работах более позднего периода проявилась его увлеченность художественными и техническими  возможностями офорта, что позволило ему расширить  пространственно-пластические задачи в композиции, более свободно разговаривать со зрителем.

  В начале 70-х годов в мир искусства стремительно вошла художница-график и автор сказок Эльвира Кириченко. Ее творчество характеризовалось особым декоративным стилем. Используя черный карандаш, акварельную подцветку или цветную гуашь, она расписывала фантастические, выдуманные образы, удивительно совмещая  изображения реального и нереального растительного и животного мира дальневосточной тайги. Первый успех Эльвиры Кириченко состоялся в графической серии - «Дальневосточная фантазия»: «Бурундуки», «Белка», «Голубая змейка», «Рысь», «Ласка», «Ящерица», «На полянке», «Кабанята», экспонировавшихся на республиканской выставке «Молодые художники России» и Всесоюзной выставке молодых художников «Советская Россия». Авторская книга «Сказки дремучей тайги» (20 сказок)  и иллюстрации к книге Г. Ходжера «Приключения маленького пингвинёнка Сю-Си» были изданы Хабаровским книжным издательством. Удивительна судьба этих рисунков - их переводили художники-оформители и расписывали стены в различных  детских учреждениях, а также пытались воплотить в керамике и других произведениях декоративно-прикладного искусства.  В эти годы происходило становление целой плеяды художников-графиков: Виктора Артеменко, Натальи Заровной,  Виктора Лановенко, Геннадия Лукьянова, Анатолия Макашина, Германа Палкина, Валерия Смирнова и др. Можно констатировать, что в первой половине 70-х годов на Дальнем Востоке сформировалась школа графиков высокого профессионализма, которая имела свое дальнейшее развитие. Графические произведения наших дальневосточников в этот период успешно экспонировались на всероссийских и зональных выставках. Творчество этих художников определяется авторской позицией, отражением собственного внутреннего мира. Тематика графических произведений была разнообразной – это и отражение трудовых подвигов дальневосточников разных профессий, и более камерные, лирические  сюжеты, близкие художникам – семья, друзья, знакомые места и события.

   Особое место в творчестве художников занимала книжная графика.  С Хабаровским книжным издательством сотрудничали художники старшего, и молодого поколения: Е. И. Вольгушев, Е. В. Бурлов, А. В. Гуриков, С. П. Заровный, В. Г. Зуенко, А. В. Колесов, Г. А. Палкин, Д. А. Романюк, В. А. Смирнов,  Е. М. Фентисов и др.

  В эти годы начинает работать самобытный художник-график  Геннадий Павлишин. Его творчество получило мировую известность. Графические иллюстрации не только раскрывают содержание книги, но становятся самостоятельными авторскими художественными произведениями. Глубоко изучив культуру и искусство коренных народов Приамурья, и обладая точным пластичным, тщательным и в то же время «живым» рисунком, Г. Павлишин создает удивительно красивые акварельные произведения по мотивам культуры и искусства народов Дальнего Востока и Крайнего Севера.

  Живопись в начале 70-х годов остается в рамках традиционных канонов социалистического реализма. Художники-живописцы, члены СХ, работают по заказам и договорным темам, отражающим исторические события в нашей стране, трудовые подвиги нашего народа. Образ современника стал востребованным на художественных выставках.  Продолжают активно творчески работать художники старшего  поколения: Б. Г. Шахназаров, В. Н. Высоцкий, В. Е. Романов, Н. Ф. Чайкин, Г. С. Зорин, И. С. Петухов, Е. В. Короленко, Н. П. Долбилкин, Н. Е. Баранчук, Г. Е. Кабанова, А. М. Федотов, В. Г. Зуенко, скульптор Н. С. Ивлева и другие.  

  Значительным событием культурной жизни края стала 3-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток» (Улан-Удэ, 1969). В ней принимали участие художники Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Читинской областей, Приморского и Хабаровского края, Бурятской АССР, Якутской АССР. Хабаровское отделение СХ РСФСР представило 130 произведений, 66 авторов [5]. В прессе отмечалось, что среди них наиболее значительными были произведения: В. Степанова «Запись в колхоз»; картины И. Петухова «Эвенкийские дети» и «Праздник оленеводов»; В. Коротина «На дальневосточной заставе»; Г. Зорина «Революция свершилась»; В. Овчинникова «Ленинский призыв»; В. Романова «По заданию Ленина»; Н. Баранчук «Рассказы о революции»;    С. Калашова «Н. К. Крупская среди красноармейцев»; Г. Кабановой «Практиканты. Первый рейс»; натюрморты Б. Шахназарова «Дальневосточная кета», «Минералы Дальнего Востока», «Натюрморт груши-лукашовки» и другие работы. Особое внимание на выставке заслужили графические работы А. Гейкера, А. Гурикова, С. Заровного, В. Зуенко, Э. Кириченко, Г. Палкина, В. Смирнова и др.

  Произведения художников Хабаровской организации СХ  А. Винокурова, А. Гейкера, Н. Гееца, А. Гурикова, Г. Зорина,  В. Коротина, И. Петухова, В. Смирнова, В. Степанова, А. Федотова, Р. Якушева, отобранные после зональной выставки,  экспонировались на 4-й республиканской выставке «Советская Россия» (Москва, 1970) [6].

  Современному зрителю сегодня трудно представить ту борьбу, которая происходила до открытия выставки. В экспозиции должны находиться только «нужные» произведения, создающие образ и жизнь трудового советского человека. Искусство в Хабаровском крае курировал отдел пропаганды и агитации Хабаровского крайкома КПСС, крайкома ВЛКСМ, а также управление культуры Хабаровского крайисполкома. Перед художниками ставились определенные задачи по созданию значительных художественных произведений искусства «…о рабочем классе, тружениках села и молодежи Дальнего Востока, об успехах в социалистическом строительстве за годы Советской власти» [7].

  В эти годы важное место в стране и на Дальнем Востоке занимала подготовка художественных произведений к выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В 1970 г. состоялась 28-я краевая выставка, на которой было представлено 236 работ 92 художников. Известные дальневосточные художники «сумели …рассказать о героическом пути советского государства и его мощи…. к числу самых ярких работ на  выставке относятся произведения, связанные с образом В. И. Ленина» [8].

   Отношение со стороны художников к заказным тематическим произведениям было различным. Некоторые авторы выбирали темы, близкие по своему внутреннему содержанию, и искренне работали над воплощением художественного замысла. Например, убедительно выполнена картина В. Степанова «Социалистическое Отечество в опасности. Все на защиту Отечества!», которая действительно прочувствована автором, пережившим годы войны. И в других живописных картинах Валентин Степанов всегда с любовью передавал уважение к Человеку. Возвышенная патриотическая лирика характеризует творческое кредо этого большого живописца, потому что сам художник был личностью цельной и глубоко гуманной. Последняя работа живописца В. Высоцкого «За землю, за волю» также трогает зрителя своей бескомпромиссностью, потому что образ сильного человека пропущен через душу художника.

  Несмотря на заданный метод творчества – «социалистический реализм», многие художники убедительно соединяли вымышленные персонажи, заданную тематику и авторскую стилистику. В живописном произведении Е. Короленко «Думы о государстве», графических листах Е. Вольгушева «Ленинское слово», В. Зуенко «Разговор с Лениным» и других тематических работах заданные образы решены на современном уровне и с профессиональным мастерством.

  На Всероссийской выставке «Сибирь, Урал, Дальний Восток» (Москва, 1971) [9] были показаны живописные и графические произведения художников-хабаровчан: А. Бельды, А. Гейкера, А. Гурикова, А. Федотова, А. Лепетухина и др. Внимание специалистов привлекла своим ярко необычным и авторским художественным решением «Серия театральных плакатов» А. Лепетухина.

  В эти годы активно развивался жанр тематического портрета.   Изображение конкретного индивидуального персонажа приобретало черты типичного, характерного, собирательного образа. Например, в работах А. Бельды - «Портрет первого комсомольца-нанайца» и «Портрет писателя Ходжера», или  Ивана Петухова - «Портрет каюра Васи Бубякина», портретах тружеников моря В. Зуенко. Скульптурные портреты начала 70-х годов также стремились к явно выраженной индивидуальности, реализуясь в разнообразных композиционных решениях:  «Портрет художника Гейкера» (А. Буробкин); «Даниловна» (Н. Матвеев); «Амурский рыбак» (Э. Маловинский); «Васильич»  (Н. Геец); «Портрет Героя Советского Союза Бондаря» (И. Кукарин) и др.

  Жанр натюрморта, «мертвой» натуры, оставался в эти годы  как бы невостребованным. Но непревзойденным мастером живописных натюрмортов был Борис Шахназаров. Его сочные и многоцветные натюрморты живут вне времени, в них настоящая живопись, с  игрой цвета и света, колористической лепкой предметов близкого плана. Натюрмортный жанр близок художнице Нелли Баранчук. Художница виртуозно владеет сложной, приближающейся к монохромной гамме, природной цветовой палитрой. Нежным и поэтическим настроением веет от ее камерных произведений.

« 1 2 3 4 5 »  10 стр.