тел. 8 (4212) 21-11-64

МЕМОРИАЛ

Петухов Сергей Иванович

Опубликовано  24.01.2013 | МемориалТема | Живопись

1953-2007 Живописец. Член СХ СССР с 1985 года.

 

  Родился в 1953 году в Хабаровске. Умер в 2007 году. В 1976 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Учился у Федотова С. М. и Фентисова Е. М.

  После окончания учебы преподавал около 10 лет на художественно-графическом факультете, затем перешел на творческую работу в Художественный фонд Хабаровского отделения Союза художников.

  Работал в жанрах: тематическая картина, пейзаж, натюрморт.

  В фондах Дальневосточного художественного музея находится 12 произведений Сергея Петухова. Большинство из них связаны с аборигенным циклом, над которым работал художник в течение трех десятилетий.

  Ежегодно художник выезжал на творческую дачу Хабаровского Союза художников в национальное село Сикачи-Алян для сбора натурного материала. Он сдружился с местными жителями. Возможно, поэтому картины этого цикла Сергея Петухова проникнуты живым чувством сопричастности и любви.

  В большой композиции «Сикачи-Алян» 1985 года (Дальневосточный художественный музей) художник показал близость традиционного искусства народов Амура природе Дальнего Востока. Народная вышивка - аппликация в руках нанайских девушек состоит из оттенков вечернего неба и реки. Сказочную поэтичность картине придают парящие в небе ковры, покрытые древними узорами.

  Приподнятость чувств, стремление увидеть в обыденном поэзию характерны для всего творчества Сергея Петухова. Картина «Сикачи-Алянский олень» 1990 года (Дальневосточный художественный музей) при всей реальной ситуации: нанайская девочка стоит, позируя на знаменитом камне с изображением бегущего оленя, воспринимается как серьезное раздумье о связи вечного и временного. Особую поэтичность придают картине черные бабочки махаоны, которые ковром покрывают прибрежный песок. Они ритмично, одновременно взмахивают крыльями, выполняя свой недолгий брачный ритуал.

  Воспринимая мир, как праздник, Сергей Петухов искал соответствующие сюжеты. Он любил изображать праздничные салюты, пылающие закаты, ледоходы, явления грандиозные и фееричные.

  В картине «Ночь в Сикачи-Аляне» (галерея им. А. Федотова, Хабаровск) художник сделал центром композиции горящий костер, вокруг которого расположилась молодежь. Замыслом художника было отражение дальневосточной ночи, отсюда и все живописное решение картины.

  В оставшейся незавершенной картине «Опаленные весны» (собственность семьи художника) Сергей Петухов прикоснулся к теме войны. Юная девушка-санитарка и расчет противотанковой пушки, убитые в бою, лежат на возвышенности, изрытой снарядами. Где-то вдали продолжается бой. Художник стремится уйти от натурализма смерти. Для этого он вводит в композицию цветущую черемуху, осыпающую погибших белыми лепестками. Картина звучит как песня о погибшей юности.

  Для художника характерно обращение к одним и тем же сюжетам. Повторяя свои композиции «У колодца», «Ледоход», Сергей Петухов интерпретировал их, никогда не повторяясь. Очевидно, он не хотел расставаться с полюбившимися сюжетами.

 

Сикачи-Алянский олень. 1990

Холст, масло

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск