тел. 8 (4212) 21-11-64
















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 »  10 стр.

  Изобразительное искусство 70-х годов ХХ века является чрезвычайно интересным этапом в развитии русского искусства советской эпохи. В это время соприкоснулись различные направления творческих поисков художников,  на смену «суровому стилю» пришло принципиально новое художественное видение. Творческая интеллигенция, вдохнув немного идеологической свободы шестидесятых годов, стала активно искать новые формы и методы создания художественного образа. Художники-семидесятники - это уже не борцы  за свободу, их творчество больше развивается как искусство интеллектуальное, рассчитанное на понимание зрителем. Художников стали интересовать различные формы недосказанности, намеков, двусмысленности. Скрытый смысл или  иносказательная  игра способствовали реализации реальных образов в символико-ассоциативном содержании. Иногда  художники обращались к  различным историческим временам, превращая композиции в театрализованные сюжеты. В произведениях активно зазвучало  индивидуальное, авторское, чувственное «самокопание»,  художники стремились к передаче своего внутреннего мира, своего отношения к современным и историческим событиям,  углубленным поискам своего «Я».

  Советское искусство 70-х – это сложные напластования с одной стороны, официального («манежного») искусства, которое демонстрировало в иллюстрированном виде парадно-лакировочные стороны жизни советского человека и, с другой стороны, возникали различные направления неофициального искусства. Именно в эти годы наблюдается процесс формирования оппозиционно настроенных художников, которые  объединялись в различные творческие группировки. Несмотря на существование двух противоположных, и на первый взгляд, исключающих направлений в советском изобразительном искусстве, они не могли существовать друг без друга.  Официальный заказ власти давал тематику  художественным произведениям, а оппозиционные или «свободные» художники имели почву для создания своих противопоставляющих образов.

  Пожалуй, самым главным достижением этого периода можно назвать расцвет станковой и книжной графики, плаката, различных видов декоративно-прикладного и декоративно-монументального искусства.  Особая роль отводилась графике, потому что она позволяла художникам быстро реагировать на происходящие события, быть  свободными как в содержательных, так и в формалистических поисках, в подборе средств художественной выразительности. Графика способствовала формированию новых подходов  в изобразительном искусстве. Изменились творческие методы, вместо «плакатных» методов, когда образное обобщение доводилось до аллегории и символического звучания,  более востребованными стали  «репортажные» и «монтажные» методы творчества, позволяющие передавать разновременные и разно-пространственные события в одной работе. Графика постепенно вовлекла в свое изобразительное поле  художников-живописцев, скульпторов  и художников-прикладников.

  Особое внимание необходимо обратить на расцвет в 70-е годы различных видов декоративно-прикладного искусства, которые в свою очередь способствовали внедрению в станковые виды искусств «методы декоративности», утвердив такие направления как  «декоративная живопись», «декоративная скульптура», «декоративная графика». В свою очередь взаимным влиянием отразились «станковые методы» творчества и на различные виды декоративного искусства – керамику, текстиль, резьбу по дереву  и другие направления. Декоративно-прикладное искусство не только воплощало эстетическую функцию, но и реализовывало интеллектуальные, творческие замыслы художников. Таким образом, в этот период наблюдается процесс расширения морфологических рамок изобразительного искусства.

  Дальневосточное искусство 70-х годов, безусловно, находилось в русле всех художественных традиций и процессов, происходящих в художественном пространстве нашей страны. Творческая жизнь хабаровских художников и Хабаровского отделения Союза художников в эти годы, пожалуй, была самой активной, насыщенной событиями, выставочной деятельностью. Происходила внутренняя структурная перестройка, возросло число художников, вступивших в члены Союза художников. «В 1969 г. Хабаровское отделение СХ насчитывает 59 человек – членов и кандидатов в члены СХ. Кроме того, правление ведет работу более чем с 30 молодыми авторами, привлекая их к активной деятельности отделения» [1]. Наряду с развитием станковой живописи, интенсивно выросла секция художников-графиков, появились мастера монументального, декоративно-прикладного искусства. Дальневосточная художественная школа стала более разнообразной в жанрово-видовых и стилистических направлениях.

  В развитии дальневосточного изобразительного искусства необходимо отметить важную роль молодых художников, выпускников художественно-графического факультета Хабаровского государственного педагогического института (ХГФ ХГПИ) и приехавших по направлениям выпускников московских и ленинградских художественных вузов. Молодежь  привнесла новые веяния,  не отвергала формалистические поиски  реализации художественного образа, она стремилась к выражению яркой индивидуальности и самоутверждению. Отдельные яркие личности своим творчеством стали выражать протест против официального, утвержденного властью искусства. Эта борьба происходила в дискуссиях порой очень остро, бурно,  с отрицанием молодыми художниками «застаревшего» творчества  старшего поколения.

  В Хабаровске сложилась уникальная ситуация, когда педагогическое учебное заведение (ХГПИ) по причинам отсутствия на Дальнем Востоке и Сибири специализированного художественного вуза, занималось подготовкой не только учительских кадров, но и профессиональных художников. Значительную роль сыграли молодые преподаватели-художники, выпускники разных вузов Москвы, Ленинграда, Харькова, которые  с большим энтузиазмом обучали талантливую молодежь из отдаленных районов Дальнего Востока [2]. Незначительная разница в возрасте педагогов и учеников позволяла не только учить академическому мастерству, но и  формировать мировоззрение, способствовать развитию  творческого мышления у студентов. Педагоги-художники привнесли с собой и различные художественные системы и академические школы, что отразилось в будущем на творческих поисках дальневосточных художников. Новые веяния преподавателей были предопределены хрущевской оттепелью, а молодой дух - определенным вольнодумством, интересом к неофициальному творчеству писателей, поэтов, к знакомству с современными и «запрещенными» зарубежными художниками.

« 1 2 3 4 5 »  10 стр.