тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































НОВОСТИ

С 25 января по 11 февраля в Дальневосточном художественном музее проходит Персональная выставка живописи Владимира Хрустова «Годы. Тропы. Родники… Продолжение».

Опубликовано  25.01.2024 | НовостиТема | Живопись | Секция живописи

В выставочном зале Дальневосточного художественного музея 25 января 2024 года открылась выставка Заслуженного художника России Владимира Павловича Хрустова «Годы. Тропы. Родники … Продолжение» (0+).

 

 

Впервые совместная с художником-прикладником Николаем Акишкиным выставка «Годы. Тропы. Родники» была показана в музее в 2019 году. Нынешний проект — персональная экспозиция В. Хрустова, состоящая из живописных полотен «Тунгусской серии», начавшейся в 2017 году картиной «Русские пришли».

 

 

Интерес к тунгусам, современным эвенкам, у уроженца Забайкалья Владимира Хрустова не случаен: в роду Хрустовых есть и русские, и тунгусы, и буряты. Тунгусы — один из самых многочисленных коренных народов, обитающих в Забайкалье. Ещё в XIX столетии ученые называли их «аристократами Сибири», отмечали их искреннее гостеприимство, остроту ума, свободолюбие. Тунгусы считают всю землю своим домом, и сибирская земля стала поистине родным домом для многих коренных народов, кочевых и оседлых.

 

 

Тунгусы для Владимира Хрустова — художественный образ, этническое обобщение, и создаваемое им живописное повествование — это его история об эвенках, ительменах, бурятах, нанайцах, камчадалах, удэгейцах. О народах, которые продолжают жить на обширной территории современной Сибири, обозначенной когда-то на карте Российской империи одним словом — «Тунгузия». Жизнь его тунгусов невозможно уложить в рамки одной фотографии или картины — это длящаяся история, воспоминание, философское обобщение. Работы Владимира Хрустова, объединенные в «Тунгусскую серию», — будто увеличенные живописные фотографии из галереи семейных настенных портретов о людях, с которыми сам художник когда-то жил, учился, ходил на охоту, рыбачил.

 

 

Тема и композиция каждой картины у художника возникает не сразу, вначале появляется образ, который позже дополняется другими, уточняется деталями, и в завершение формируется общее структурно-живописное воплощение.

 

 

О цвете, доминирующем в «Тунгусской серии», В. Хрустов говорит так: «Мне кажется, ограниченная палитра, как цветовое подобие старинной фотографии, соответствует образу, наполовину стершемуся во времени. Ну и изобразительное искусство северных народов — это в основном графика, где предмет: фигура на снегу — соответствует черному и белому пятну». Напряженные, открытые цветовые отношения, яркие цвета, которыми так активно пользовался художник в раннем творчестве, в «Тунгусской серии» уступают место природным, беря на себя в отдельных местах знак непримиримости, гармоничной и смысловой

 

 

Создается серия уже на протяжении нескольких лет, и порой от одной картины до другой проходит немало времени. Всякий раз, подходя к чистому холсту, Владимир Хрустов начинает писать не просто картину, а своеобразное эссе — короткий, цельный, живописный рассказ о событии из собственной жизни, о своем отношении к нему и о своем сопереживании и сопричастности своему народу. Он не просто художник, но и ученый, знающий, чувствующий изнутри традиции, чтущий их. На первый взгляд, в серии трудно найти логику: каждая картина о жизни современной Тунгузии будто живет сама по себе, но зрителю доступно выстроить свою драматургию повествования. Возможно, она будет подчиняться календарному циклу северных народов: зима и весна — время начала промыслового сезона, осень — его удачное завершение.

 

 

«Тунгусская серия», создаваемая В. Хрустовым, продолжается. За внешней немногословностью и некоторой ироничностью живет неравнодушный живописец, ищущий свой художественный язык и пишущий свою историю о близких ему «аристократах Сибири», о своих тунгусах. Он не знает, когда и чем закончится «Тунгусская серия». Возможно, в этом отражается и бесконечность истории уникального этноса и мудрость самого художника, хабаровского мастера Владимира Хрустова.

 

 

«Тунгусская серия» — это переживания автора о том, как сохранить традиционный быт и коренную культуру малочисленных народов России в эпоху глобализации. Поразмышлять и попытаться найти ответ на этот вопрос приглашаем в Дальневосточный художественный музей до 11 февраля 2024 года.

 

Людмила Козлова,

искусствовед,

Дальневосточный художественный музей