тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1980-2000-е годы

Опубликовано  21.09.2012 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 »  8 стр.

  Удаются текуче расплывчатые акварели, создающие эффект недоговоренности и легкой утренней дымки, Юрию Дунскому. Это берега и косы таежных рек, печальные горельники, живописные сопки и утесы. Поэтическое видение автора поддержано профессиональным владением техникой и многолетним опытом работы на пленэре. Фоном для цветов и плодов натюрмортов Екатерины Татьяниной часто служат мотивы леса или полей.  Она пишет свободно и эмоционально, легко скользящей кистью, точно и в полную силу взятым цветом («Калина», 2004; «Август», 2007). Последние годы много и успешно пишет акварелью Н. В. Хрустова. Ее видение пейзажа отличается свежестью восприятия, передачей насыщенного и звучного цвета, лирическим настроением («Северный мотив», 2007; «Весна у озера», 2008).

  В графике 1990 - 2000-х годов прослеживается линия, связанная с опосредованным вниманием к искусству коренных народов.  Для цикла композиций Т. А. Давидовой характерно ассоциативное отражение традиций народной культуры Приамурья, когда традиция  есть лишь повод для создания формальных произведений, воздействующих на культурный опыт зрителя («Мироздание», 2007). Подчеркнуто декоративное решение  характерно для цикла акварельных композиций к сказкам и легендам коренных народов Приамурья Ильи Лиханова [23]. Сочетая плоскостность и открытость цвета, включая в канву листов стилизованные элементы, близкие традиционной вышивке, мастер создал произведения, основанные на авторском восприятии традиции («Уснувший дракон»).

  Многие художники в 1980 - 1990-е годы работают в технике пастели (Н. П. Долбилкин,  М. Г. Татьянина, А. Е. Вольгушев, И. Д. Лиханов, Н. И. Огнева и др.). Для некоторых - это отчасти «промежуточный» материал, в котором  нащупываются творческие идеи, но без сомнения, ведущий мастер пастели 1980-х начала 1990-х годов - Е. М.Фентисов. Владея техникой в совершенстве, постоянно экспериментируя, он создал качественные в художественном отношении произведения, тематически связанные с  Дальним Востоком  («Ожидание», 1984; «Двое»,  1989, КГФ; «Скоро путина», 1990).  Бархатистые пастели художника светятся тонкими колористическими переходами, и в перспективе времени творчество Е. М. Фентисова выглядит   весомо и целостно. Успешно работает с этим материалом Н. И. Огнева. Чувствуя стилистику мифа, она часто обращается к технике пастели, извлекая из материала повышенную цветность и подчеркивая метафорическую образность и декоративность композиций («Юдифь», 1995, «Создатель», 1995, «День и ночь», 1996).              

  Расширяя диапазон приемов, комбинируя материалы, используя различные напыления, эмали, «декоративные» пигменты и т. д., мастера подчас достигают интересных художественных эффектов. Многие художники постоянно экспериментируют в смешанных техниках и находят свои авторские приемы. С графикой на стекле  удачно дебютировал Ю. И. Дунский, по- новому увидев петроглифы Сикачи-Аляна, дальневосточный пейзаж и другие мотивы («Ауха с аушонком», 1995). В графической серии «Воспитание чувств» (2002) авторскую технику представил Александр Михалевич. В холстах мастера также используется редкая техника (подготовительный рисунок на холсте моделируется рельефом из акриловых красок, а затем лессируется маслом). Различные виды смешанных техник представлены в творчестве Г. Ф. Арапова, А. А.Блажнова, В. И. Гладкого, А. П. Лепетухина, А. А. Паукаева, В. А. Смирнова, Б. В. Тамулевича и др. Станковая графика Андрея Тена разворачивается в  великолепных, технически мощно исполненных листах,  тактично напоминая о источниках классического искусства, минувших  “галантных праздниках” и концертах.  Повторы в развернутых сериях А.Тена, словно путешествие в мир карнавала,  где исполнители - сказочные гномы, трубадуры и просто пухлые музицирующие коты (серия «Маски», 2003; серия «Ангеломания», 2008; «Одиночество», 2009). Тонированная бумага, сам характер штрихов и линий вызывает ассоциации с рисунками из старинного манускрипта.

  Стремление абстрагироваться от сюжетной линии, перевести  размышления на язык аллюзий характерно для графика Андрея Блажнова, работающего также в авторской технике.  В обращении  к  философским темам автор  протягивает нить размышлений из глубины веков к современности. Плотная насыщенность культурологическими символами делает  композиции Андрея Блажнова невозможными для одномерного истолкования (серия «Вечные истины», 2001). Опыт внесюжетного осмысления ситуации, находит отражение в листе А. А. Блажнова  «Сталин» из триптиха «Лики» (2003). Трагическая история прошлого остается с нами, хотя маятник времени унес нас в другое время.  Портрет в скромной раме, перетянутый шнуром - предупреждение о возможном возврате событий. Образный прием «разрушения»  исторической личности является  тревожащим напоминанием о  грозных силах и  крутых поворотах, таящихся в истории России. Триптих «Лики» скупыми, тщательно отобранными деталями неназойливо и без лишней назидательности повествует об этом. Графические листы А. Блажнова апеллируют к культурной и исторической памяти, здесь ощутимы разные смысловые планы, а недосказанность подталкивает зрителя к попытке личностной интерпретации произведения.

  Искусство оформления книги представлено в творчестве   В. Н. Антонова, Е. В. Бурлова,  А. Д. Блажнова, А. В. Гурикова, Ю. И. Дунского, Э. Д. Кириченко, Г. М. Кутурова, А. П. Лепетухина, Г. Д. Павлишина, Г. А. Палкина, В. А. Смирнова, Н. И. Холодка и др. Широкий диапазон литературных источников, к которым обращаются графики, в том числе и  классиков дальневосточной литературы,  показывает пристальное внимание художников к тексту, стремление подчеркнуть в нем самое значительное.  Индивидуальность графического почерка, поэтическое видение Николая Холодка опираются на прочную профессиональную основу.  Творческой удачей стали иллюстрации к книге «Неспешная прогулка» (2004), отмеченные органичным чувством ритма, качественным рисунком, пониманием книги как единого организма. Избранные мотивы  архитектурного ландшафта Хабаровска узнаваемы, в них сочетается новое и старое, а соотношение штрихов и фона настолько органично, что возникает ощущение времени года. В книгах Юрия Дунского: «Золотая удочка» (1983), «Тайга дальневосточная» (1986), «Только в сердце, да в песне…» (1987), «Шантарский архипелаг» (1989) проявлено понимание природы и острая наблюдательность. Художник всегда эмоционально «проживает»  дальневосточный пейзаж, обыгрывая в нем осязаемую конкретность деталей.

  Единство авторского текста и иллюстраций «Хехцирских сказок» (2006)  А. П. Лепетухина  стало основой гармонии содержательного и  изобразительного начал. Благодаря остроумию и неистощимой фантазии автора, мы погружаемся в замечательный мир, где будничная действительность окрашена  наивом и теплом сказочных образов, а забавные графические находки подчеркивают «человечность» мира лесных обитателей.

  В малом виде печатной графики - экслибрисе в 1990 - 2000-е годы получают дальнейшее развитие поиски художников (А. Е. Вольгушев, А. А. Карташов, Н. И. Холодок и др.). С позиций композиционного решения и содержания интересны книжные знаки Н. И. Холодка. Используя максимум выразительных средств при минимуме пространства, безошибочно выбирая  культурные символы,  экспериментируя с размером, конфигурацией и выходом «за раму» экслибриса, Н. И. Холодок создает запоминающиеся сюжетные миниатюры («Из книг В. Г. Стариковой», «Из книг В. Н. Катеринич», «Из книг М. Т. Сабанцевой», «Из книг Е. В. Бурлова»). Безупречный профессионализм автора позволяет включать в композицию искусно выполненные миниатюрные портреты друзей. Он всегда находит особый, ассоциативный шрифт, тонко компонуя его с изображением. Экслибрисы Н. И. Холодка отражают дальневосточную тематику (петроглифы Сикачи-Аляна, изображение уточки-мандаринки, мотивы Уссурийской тайги), словно художник творит для нас миниатюрную энциклопедию о нашем крае и ее людях. Малая форма книжного знака, выполненного в технике офорта с акватинтой, стала пространством для воплощения творческих идей, формальных комбинаций, философских обобщений и филигранной отделки деталей А. Е. Вольгушева (EL Рембрандту, EL ДВХМ -75 лет, EL Хрустова В. П.). Характерен широкий тематический диапазон и интересное композиционное решение произведений. Хороши экслибрисы для детей с забавными надписями, выразительными рисунками, полными тепла и юмора. В экслибрисах Антона Вольгушева выражено импровизационное начало, оно обогащено   техническими находками, уверенным владением офортной иглой, что раскрывается в выразительности линии. Художники, экспериментируя при создании экслибриса с ограниченным пространством, тщательным отбором реалий, ритмом линий и штрихов, не только «связывают» изображение с конкретным человеком, но достигают при этом философской насыщенности.      

  В начале 1980-х годов продолжает развиваться плакат. Лаконичный и образный язык,  актуальная тематика, умение слышать и усиливать голос времени, демаркировать острую политическую, культурную или социальную ситуацию – свойственны плакатам Е. В. Бурлова («Этому не бывать»,  1983; «Спид – чума ХХ века», 1990) и В. А. Хромова (серия «Герой, освободитель, друг» (3), 1985). В плакате этого времени нашла отражение тема московских Олимпийских игр 1980 года (Г. М. Кутуров «От победы к победе», «Спорт – посол мира», 1980) и продолжение строительства БАМа (Г. А. Палкин «Восточное кольцо – есть!», 1980), внимание к истории открытия и развития нашего края (Г. М. Кутуров «Витус Беринг», 1984; «Г. Невельской», 1984; Н. И. Холодок «Расцветай, край дальневосточный», 1985). В плакатах художников такие качества, как знаковая простота и ясность мышления, доведены почти до формулы,  в них проявляются  смелые композиционные решения.

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 »  8 стр.