тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1980-2000-е годы

Опубликовано  21.09.2012 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 »  8 стр.

  В современное технотронное время цифровые технологии повсеместно  вторгаются в творческий процесс. Некоторые художники  успешно совмещают традиционные техники изобразительного искусства, используя также цифровые технологии (Е. В. Бурлов, В. А. Смирнов, Ю. И. Дунский, Ф. Ю. Дунский, В. И. Гладкий, А. А. Карташов, А. А. Блажнов, А. М. Тен, Н. И. Холодок, И. А. Фетисов и многие др.). Серия композиций В. А. Смирнова, посвященная прошлому Хабаровска,  включает изображения памятников и других исторических реалий. В самом характере монтажа, его многослойности отразился новый взгляд на историю и культуру Дальнего Востока («Память и памятники», 2008).  Особую достоверность, сопоставимую с документом,  придает диптиху Андрея Блажнова «Экзистенция» (2005) использование цифровых  технологий.

  Важная социальная область современного дизайна – графический дизайн, как опыт целостного осмысления среды, обладает своими параметрами и методами решения. В этой сфере художественных представлений возникают новые стилистические характеристики предметных или ассоциативных образов.  Здесь проявляется умение видеть остро, отбирать существенное, мыслить  конструктивно (Е. В. Бурлов, В. И. Гладкий, А. А. Карташов, С. Н. Логинов, А. А. Рябчук и многие др.). В успешном развитии этой сферы деятельности в крае следует отметить значительную роль профессионально-педагогической деятельности Е. В. Бурлова.

  Несмотря на  успешное участие мастеров изобразительного искусства на  фестивалях российской графики Дальнего Востока (2007 и 2009 гг.), в галерее современного искусства «Метаморфоза» (О. Привалова, И. Грабовский) Комсомольска-на-Амуре, где были представлены ретроспективные и современные работы графиков, можно отметить заметное сокращение произведений, исполненных в классических техниках, связанных с изготовлением авторских печатных форм.

  В 1980-е годы в области монументально-декоративного искусства работают: Н. П. Долбилкин, Н. М. Вдовкин, А. А. Карих, А. С. Орехов, Г. Д. Павлишин, В. И. Селиванов, Б. Н. Федоровский и др. Старейший художник-монументалист края Н. П. Долбилкин стремится к сочетанию мозаики с объемом рельефа и синтезу с архитектурой [9]. Разворачивается деятельность А. С. Болгарина, И. Ф. Галиуллина и Н. Н. Галиуллиной, В. В. Гуенка, В. П. Пащенко, Л. М. Федоровской и др. В 2000-е гг. получает развитие тенденция освоения новых задач, связанных с синтезом архитектуры. Характерным примером такого синтеза  стало комплексное решение цирка «Арена» (автор проекта В. В. Гуенок; исполнители росписи: Н. И. Вагин, И. Ф. Галиуллин и Н. Н. Галиуллина, С. Г. Шаронов и др.). В здании цирка выражены ансамблевые связи монументально-декоративного искусства с архитектурой, создающие полифоническую атмосферу зрелища. Выразительны созданные в технике металлопластики  динамичные фигуры актеров на фасаде здания, задающие стремительным ритмом реприз праздничное настроение.  

  Эмоциональную насыщенность и динамику пространственного решения  частных интерьеров придают витражи В. В. Гуенка. Они сочетаются с интерьером  по принципу контраста, насыщая пространство энергией, усиливая декоративную игру света и тени. Активно работают в сфере монументального искусства Б. Н. Федоровский и  Л. М. Федоровская. Используя прием смелого фрагментирования мотива в витраже «Розовый фламинго» (2009), свободную игру формами и цветом, Л. М. Федоровская обогащает пространство интерьера, наполняя его мерцанием и зрительно трансформируя. При максимальном приближении  к витражу «Ирисы» (2008) в переливающихся  фрагментах можно видеть – листья, стебли, причудливые лепестки, словно в увеличительное стекло, но при отходе они вновь соединяются в гармоничную композицию,   сохраняющую ритм живой природы. Витражи художников сообщают интерьеру торжественное настроение, представляя продуманную пространственную структуру (Б. Н. Федоровский - «Ангел Хранитель», 1997; «Змееборец», 2001; «Ирида», 2003; «Парусник», 2007, и Л. М. Федоровская - «Крыло махаона», 2004; «Адам и Ева», 2008; «Розовый фламинго», 2009). Л. М. Федоровская эффектно работает в технике венецианской мозаики, раскрывая художественные особенности материала, и извлекая колористически звучный цвет. В произведении «Охота на слонов» (2008) проявляются черты органичного синтеза композиции и красоты материала. В экзотической теме автором проявлено ассоциативное и декоративное начало, задающее особое настроение произведению.

  Художники-монументалисты стремятся к сохранению синтетической природы художественного образа, используя смелые формальные приемы, одухотворяют среду интерьеров. Одно из интересных явлений последних десятилетий - декоративно-прикладное искусство, в котором мастера органично сочетают приемы классического наследия и авторские находки. Художники варьируют приемы, находят новые образные и пластические решения,  обладая при этом профессиональным опытом и тактом (Н. С. Акишкин, М. Н. Ананенко, В. Ф. Бабуров, А. С. Болгарин и Е. Н. Болгарина, И. С. Воронина, И. Ф. Галиуллин и Н. Н. Галиуллина, В. П. Евтушенко, В. С. Лапшин, И. А. Оркина, Н. Г. Павлишина, Н. В. Сыздыкова, Б. Н. Федоровский, Л. М. Федоровская, И. А. Фетисов и др.).

  В 1993 г. сложилась группа «Другие», ядро которой составили керамисты И. А. Оркина, В. Ф. Зыков, С. П. Зубов, график Б. В.Тамулевич (с 1998 г.), Е. О. Оркин (Он), С. С. Зубов. Вызывают интерес поиски керамистов в области создания выставочных произведений: арт-объектов и пространственных композиций (И. Оркина) и декоративных ваз (В. Зыков). Произведения И. А. Оркиной напоминают импровизации, а введение на поверхность керамики поэтических строк автора лишает их образной замкнутости. Некоторые композиции Ирины Оркиной обнаруживают стремление к  универсальному варьированию (композиция «Единение» (6), 1990). Деятельность группы запомнилась ежегодным зрелищным действом «День гончара», выставками, экспериментами и презентациями [21]. Немногочисленная керамика И. А. Фетисова отличается неординарностью решения. Она ошеломляет зрителя неожиданными ассоциациями и антропоморфизмом форм («Кувшин-голова», 2006). В   импровизационном даре мастеров керамики проявляется многообразие форм и их варьирование,  неожиданность образных интерпретаций, интерес к фактурным  и цветовым эффектам.

  В ручном ткачестве мастеров гобелена заметен интерес не только к формальным поискам, но и отражению значимых исторических событий. Символической мощью цвета, словно гимн «звучит» гобелен Е. Н. Болгарина и А. С. Болгариной «Победа» (1990). Композиция решена монументально, а  цветовые вспышки ассоциируются с салютом -  метафорически передающим ликование праздника. Великолепны с технических позиций, ритмикой цвета, тонким вниманием к стилизации гобелены И. Ф. Галиуллина и Н. Н. Галиуллиной («Весть», 1984). Состояние возвышенности и невесомости несут теплые цветовые контрасты гобелена «Светлый ангел» (2008) И. Ф. Галиуллина.

  Усложнение изобразительного и декоративного начал, развитое монументальное решение, завершенность цветового строя характерны для произведений Л. М. Федоровской. В гобелене «Европа» (2000) насыщенность культурными символами, их внимательный отбор, отмечены гармонией сдержанной колористической гаммы. Крупные композиционные планы и художественно-образный строй произведений мастеров ручного ткачества предназначают созданные ими гобелены для больших пространств, создания и поддержания атмосферы торжества. За каждым произведением художников  стоят напряженные поиски  формальных и пространственных отношений, технологическая чистота исполнения.

  Художественная роспись текстиля - одна из сильных сторон творчества художников декоративно-прикладного искусства. Мастерски работают в этой области художественного творчества И. Ф. Галиуллин  и Н. Н. Галиуллина («Сикачи-Алянская осень», 1989). Казалось бы, техника батика располагает лишь к живописным изыскам и поиску эффектных форм, но у Л. М. Федоровской  есть стремление ввести и раскрыть сложные темы. Композиция «Она» (1994) выстроена мастером на композиционном решении, фокусирующем внимание на пластичном силуэте женской фигуры. Она - светоносный центр, как магнит создает вихревое движение формальных плоскостей, притягивая их к себе. Она - ядро Вселенной и смысл жизни. Свое философское понимание женского образа проявлено Ларисой Федоровской и в батике «Брод» (1999). С первого взгляда лучезарный мир с фигурой женщины, несущей новую жизнь и остановившейся у кромки воды, создает иллюзию покоя и гармонии. Но это лишь поверхностный слой, так как  вода не только символ жизни и ее быстротечности, но и занавес, скрывающий преграды и возможные беды жизненного пути. Композиции Л. М. Федоровской многомерны и не могут быть прочитаны исключительно с формальных позиций.  

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 »  8 стр.