тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1980-2000-е годы

Опубликовано  21.09.2012 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 »  8 стр.

  Главная тема творчества Н. В. Хрустовой – гармония природы, настроение счастья и безмятежности детства, полный таинственности мир детских грез, где явь и мечта неразличимы.  Изображения детей и цветов трогательны и воздушны, словно их «принесло» ветром (серия «Цветы», 2008; «Девочки в саду», 2009), а светлые христианские праздники пронизаны радостью, легким свечением красок и покоем («Вербное Воскресение», 2009). Батики Н. Хрустовой легки, наполнены солнцем, и деликатная стилизация природных форм создает  образ солнечного гармоничного мира. Произведения мастеров художественной росписи являются органичным и ярким дополнением каждой  выставки.  

  В творчестве профессиональных дальневосточных художников декоративного искусства находят применение так называемые «традиционные материалы» (мех, кожа, птичьи шкурки и т. д.). Авторски свободно и художественно полноценно развивает эти традиции Н. С. Акишкин («Ковер тайги» 1980; «Ветры тайги» 1984; «Легенда о трех солнцах» 2008).  Композиционное решение панно из природных материалов Николая Акишкина изначально «задается» самим материалом, определяющим его структуру, органичным включением элементов,  выполненных из кости и рога, и при этом в произведениях  выражено современное понимание декоративного искусства.   1990 - 2000-е годы отмечены развитием ювелирного искусства (А. В. Бабуров, Л. Э. Бердникова, В. В. Волошенко, Н. Е. Ковалевская, Н. А. Новиков, В. Л. Самар и др.). Максимально тектоничны произведения Николая Новикова. Освобожденные от излишнего декора строгие оправы  всегда подчеркивают красоту камня,  аккомпанируя его природной выразительности (ювелирный гарнитур «Стрелец», 2007; серия подвесок (3) «В каплях прячется радуги цвет», 2008). Своим авторским почерком обладает Л. Э. Бердникова. Ее вещи просты, изысканны и ассоциативны (гарнитур «Космос», 2009).  В произведениях В. В. Волошенко проявлено хорошее чувство композиции, выраженное природное начало в пластичности форм и гармонии элементов декора (гарнитуры: «Берилл», 2002; «Теплое море», 2005).  Мастер всегда достигает стилистического единства в своих произведениях. А. В. Бабуров – автор запоминающихся произведений с неповторимым обликом, отмеченных использованием сложных технико-художественных приемов. Они логичны и концептуальны по замыслу, интересны приемами закрепления камней, красотой очертаний, которые делают его вещи остро-современными (гарнитур «Движение в шаре», 2007; «Наутилус», 2008). Проявляет в своих работах чистоту изобразительного языка Н. Е. Ковалевская, извлекая из металла необычайно пластичные формы, обогащенные оригинальностью собственных идей (перстень «Мария», 2008). Особую линию в ювелирном искусстве развивает В. Л. Самар, творчески переосмысливая в украшениях мотивы традиционного искусства народов Амура. Об этом свидетельствует характерная криволинейная орнаментика декора и даже ассоциативность названий (колье: «Хэрэ»,  «Дракон», 2005). Последние годы мастера ювелирного искусства неоднократно успешно экспонировали свои произведения на престижных художественных выставках (А. В. Бабуров, В. В. Волошенко, Н. Е. Ковалевская). Начинающие мастера: А. П. Пономар (комплект «Амазонка», 2008) и В. А. Широкова (гарнитур «Лунное озеро», 2008) владеют технологией ювелирного искусства и находятся в углубленном поиске авторских идей и решений.

  К сожалению, резной камень в практике современных ювелиров редкое явление. Поэтому столь привлекательна глиптика В. Ф. Бабурова (панагия «Оранта»; камея «Иисус Христос»; камея «Сокол», 2010) раскрытой красотой материала, выразительной стилизацией, тонкостью передачи рельефа. Творческие поиски современных мастеров ювелирного искусства развернуты в широком диапазоне, в использовании сложных технико-художественных приемов, поиске неординарных ассоциативных решений.

  Техника художественной эмали привлекает мастеров таким качеством, как возможность  извлечения мощно «работающих» цветовых аккордов (А. Ю. Авдеев, В. Ф. Бабуров, А. А. Конченков, А. С. Муранов, И. А. Фетисов и др.). Эмали А. А. Конченкова   тактично несут сюжетную мотивировку декоративных произведений и органично, при необходимости, включают лаконичный декор («Красный вечер», 1992; «Антика», 1998). Его произведения  интересны широтой тематики,  подкупают зрелищностью и цветовыми гармониями, эффектом свободного эксперимента («Амур – река легенд», 2009). Частые наплывы и смешения цвета лишают образ предметной однозначности, обогащают колористическое решение и дают неожиданные эффекты («Легенда» 1995; «Большое облако» 1998; «Забвение» 2005). А. С. Муранов создает произведения на высоком профессиональном уровне с выраженным ассоциативным началом («Веера», 2001; «Северное сияние», 2002; «Сноведение», 2000). Эмали художников обнаруживают красоту цветовых переходов, оригинальность стилизации и индивидуальность поисков.

  Современное декоративное искусство стало иным, более органичным. Углубляется ассоциативное начало в решении формы и введении цвета, вырабатываются технологические приемы, вносящие свои коррективы в облик произведений. В структуре произведений  декоративно-прикладного искусства можно видеть опосредованное взаимодействие профессионального искусства с народным.  

  Новая страница в истории развития современной культуры – храмовое искусство. Продолжительный разрыв в традиции развития православного искусства восполняется  реставрацией,  возведением и убранством храмов [18]. Творческие силы архитекторов (С. С. Вялкина, Ю. А. Живетьев, Н.П. Крадин, А. Е. Мамешин, А. В. Мамешина, А.А. Мамешин, Н. Н. Прокудин,  Е. Н. Семенов и др.) и мастеров изобразительного искусства (М. Н. Ананенко, В. В. Артеменко, А. С. Болгарин, В. П. Евтушенко и В. А. Евтушенко, Ю. А. Кукуев, Г. Д. Павлишин, И. Г. Павлишина, Н. Г. Павлишина, П. П. Трач, Б. Н.Федоровский и др.) отданы этому делу, но в рамках данной статьи, к сожалению, нет возможности перечислить все памятники, охарактеризовать вклад каждого мастера так же, как упомянуть о многих опытных художниках-исполнителях, так как ансамблевое решение, как правило, является результатом коллективных творческих усилий.

  Масштабность образов и глубина цветового решения, связанная с освященной веками символикой православного искусства выявлена в фресковом комплексе   храма Святителя Иннокентия Иркутского, созданного  по эскизам и под руководством Б. Н. Федоровского, а также В. П. Евтушенко. Автором рельефной резьбы иконостаса, украшающего интерьер церкви Иннокентия Иркутского, стал В. П. Евтушенко. Он же вместе с В. А. Евтушенко писал для него  иконы, которые, по мнению самих мастеров, «ближе к традиции московской школы иконописи, светлым колористическим решениям А. Рублева» [4, с. 11]. Икона – сакральный объект, являет пространство, освященное каноном и символической наполненностью цвета и света - итог многолетнего кропотливого труда иконописцев В. П. Евтушенко и В. А. Евтушенко (Иконы «Св. праведного Иоанна Кронштадского» и Божией Матери «Иерусалимская», 2003; «Спас Нерукотворный», 2007; Складень с Деисусом и икона «Покров Пресвятой Богородицы» /лицевая и оборотная сторона/ 2008). Цвет в иконах их письма последних лет глубок и сложен, передает разные проявления единой субстанции – материализованной энергии духа.

  Гармоничен колорит росписей храма Св. благоверного князя Даниила Московского, выполненных по эскизам П. П. Трача. Они настраивают на духовное созерцание «очами души», апеллируя к культурной памяти и чистоте помыслов. Павел Петрович является также автором эскизов объемно-рельефной прорезной резьбы иконостасов для храма Покрова Пресвятой Богородицы (Хабаровск) и храма женского монастыря   апостолов Петра и Павла (с. Петропавловка).

  В последние годы храмовое зодчество Хабаровска обогащается флорентийскими мозаиками. В создании мозаичных композиций   проявилось высокое профессиональное мастерство Г. Д. Павлишина, И. Г. Павлишиной и Н. Г. Павлишиной.  Отметим некоторые памятники. В освященной в 1999 г. часовне Преподобного Серафима Саровского икона на фасаде, изображающая святого в полный рост, выполнена Геннадием Дмитриевичем, а также  композиция «Спас Нерукотворный»  над входом в Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери на Соборной площади (2001) и иконы из смальты «Святого воина Виктора Дамасского» (2004) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) (2005) для  часовни Св. великомученика Виктора на Большом Уссурийском  острове. Они отличаются высоким художественным уровнем исполнения, ритмичностью линий и красотой цветовых созвучий. По эскизам Владимира Гуенка выполнены четыре мозаичные композиции на фасадах Спасо-Преображенского кафедрального собора Хабаровска, а сдержанные ясностью форм барельефы с изображением святых   вместе с Ю. А. Кукуевым выполнял М. Н. Ананенко. Храмовое искусство обращает нас к постижению глубинной традиции вековых канонов, открытию духовного измерения, в котором храм - модель мира и источник света,   ансамбль, пронизанный метафизическим временем.

  Современное искусство по своему характеру чрезвычайно разнолико и разнопланово. В нем заметно стремление  видеть и отражать мир реальный именно с индивидуальной, авторской позиции, а также субъективный мир глубоко личный, окрашенный игрой чувств и переживаний. Творческие поиски  каждого художника изобразительного и декоративно-прикладного искусства по-своему интересны и неповторимы, вплетаясь в канву профессионального искусства Дальнего Востока и обогащая его культурное пространство.  

 

В.А. Шишкина

 


 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. В памяти храним. Иллюстрированный каталог мемориальных досок Хабаровского края /Сост. Т. С. Бессолицина, Л. С. Григорова – Хабаровск: Изд-во Хворова А. Ю., 2010. – 208 с.

2. Глебова Е. Художник зеркально-влажного мира // Словесница Искусств, 1999, № 4 (4), с. 18 - 19. (о художнике И. Лиханове)

3. Глебова Е. Луна, опрокинутая в красную реку //Космический лось. Возвращение: Сюжеты путешествий. – Хабаровск, 2007, с. 97 – 98. (о художнике И. Лиханове)

4. Глебова Е. Вера и Владимир Евтушенко: «Своего творчества без иконописания мы уже не представляем…» // Словесница Искусств, 2000, № 6, с. 7 – 10.

5. Глебова Е. Лабиринт фантазий. Валентина Амельянчик //Словесница Искусств, 2003, № 11, с. 45.

6. Давыдова Т. А. Мироощущение двух художников //Словесница Искусств, 2008, № 21 - 22, с. 92 – 99. (о творчестве Н. И. Вагина и С. Г. Шаронова)

7. Дальневосточная коллекция: Из собрания Картинной галереи им. А. М. Федотова /сост. Т. А. Давыдова, Ю. Н. Косицына. – Хабаровск, 2009. – 59 с.

8. Десятая региональная художественная выставка «Дальний Восток»: Каталог: Отв. ред. Т. А. Давыдова. – Хабаровск, 2008. – 91 с.

9. Долбилкин Н. П. Мозаики в архитектуре Хабаровского края. – Хабаровск: ООО «Азимут», 2007. - 64 с. (Мастера искусств Хабаровского края)

10. Лепетухин А. П. Группа «Пять + два» // Словесница Искусств, 2003, № 11, с. 34 - 41.

11. Люди Амура: Этнокультурные традиции народов Приамурья в творчестве художников России. ХХ век: Альбом-каталог /автор вступит. статьи Т. В. Лементович. – Хабаровск, 2008. – 127 с.

12. Объекты культурного наследия (Памятники истории и культуры) Хабаровского края. Сост.: Дыминская А. В., Шокурова Л. Б., Янкевич М. К., Ласкин А. Р. – Хабаровск, 2006. – 207 с.

13. Орлов И. С. Диалог отражений. Окно – зеркало // Пространство культуры, 2009 № 1, - М.: МГМ «Дом Бурганова» с. 160 – 175.

14. Привалова О. Анимация человека // Словесница Искусств, 2004, № 14, с. 65 - 67. (о художнике И. Лиханове)

15. Пространство картины: Сборник статей /сост. Н. О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – 368 с.

16. Пятая зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток»: Каталог /сост. К. П. Белобородова, М. Е. Хабарова. – Чита, 1980. – 208 с.

17. Раппопорт А. 99 писем о живописи – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 344 с.

18. Святой России край. Хабаровская епархия Русской православной церкви. – Владивосток: издательский дом «Русский успех», 2006. – 255 с.

19. Соловьева С. «Тебя я, как Америку открою…» Автопортреты и портреты художников в собрании Дальневосточного художественного музея //Словесница Искусств, 2003, № 11, с. 52 - 55.

20. Фестиваль российской графики Дальнего Востока «Серебряная волна»: Каталог /составители: О. Ю. Привалова, И. Г. Грабовский. – Комсомольск-на-Амуре: «Жук», 2007. – 20 с.

21. Фурсова С. Они – «Другие» // Словесница Искусств № 11, 2003, с. 42 - 43.

22. Фурсова С. Наталья из династии Павлишиных //Словесница Искусств, 2003, № 11, с. 62 - 63.

23. Шестакова Ю. Уснувший дракон. Сказки и легенды коренных народов Приамурья //Словесница Искусств, 2006, № 18, с. 4 - 25.

24. Шестая зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток»: каталог /сост. М. И. Белова, К. П. Белобородова, М. Е. Хабарова. – Владивосток, 1985. – 128 с.

 

 

80 лет Хабаровскому краевому отделению

ВТОО «Союз художников России»

 

После долгого перерыва 90-х годов зональные выставки, уже под названием региональных, возобновились благодаря усилиям Хабаровской организации, в частности её руководителя – Н.С. Акишкина. Региональные выставки 1997, 2003, 2008 годов проводились в Хабаровске. В эти сложные годы Хабаровская организация дорожила традициями Союза художников, поэтому её главная функция помимо выставочной деятельности – это помощь художнику, брошенному в мутные воды постсоветских реформ.

Тенденции развития государства и общества не обошли стороной объединение художников. Положительные и негативные, они отразились на социально-экономической жизнедеятельности, нашли своё отображение в творчестве художников. Художник, как и всегда в человеческой истории, - играет роль «зеркала современности». Последние тридцать лет поставили перед нашим обществом множество вопросов, от разрешения которых зависела дальнейшее существование творческой организации. Период бардака и хаоса 90-х годов был с честью выдержан. Хабаровское краевое отделение сохранило выставочный зал, переданный в 1982 году художникам решением краевых властей, в котором проводится до пятнадцати выставок в год, каждая выставка объединяет в экспозиции от 100 до 180 произведений. В 1994 году, на основе выставочного зала, была создана картинная галерея получившая имя знаменитого мастера дальневосточного пейзажа – Алексея Матвеевича Федотова. Помимо организации выставок, решили пополнять собрание произведениями художников Дальнего Востока. На сегодняшний день коллекция галереи насчитывает более 700 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Такое огромное и бесценное для сегодняшних и будущих поколений со-кровище было создано бессменным руководителем и талантливым искусствоведом Давыдовой Татьяной Алексеевной. Однако галерея ставится в последние годы на грань финансового выживания, от разрешения которого зависит не только судьба богатейшей коллекции, но и понимание того, что Дальний Восток – это не край земли обречённой на второсортное существование с постоянной оглядкой на центр, а край талантливого и  активного населения, имеющего свои традиции , своё индивидуальное лицо. Произведения дальневосточников на всесоюзных и всероссийских выставках не уступали и не уступают по художественным достоинствам столичным. Природные богатства огромной территории Дальнего Востока известны всем, а вот о духовном потенциале, ценностях, созданных человеком благодаря его таланту, говорят в исключительных случаях. На сего-дняшний день произведения хабаровских художников легко узнаваемы на региональных и всероссийских выставках. Появился свой хабаровский почерк, своё лицо яркое и жизнерадостное. Колорит произведений хабаровчан насыщенный и узорчатый как Амур и тайга с древними сопками, как дальневосточное солнце и чистое, редко хмурящееся небо. Цветосилы производимых промышленностью красок не хватает, чтобы передать все богатство земли дальневосточной.

В последние десятилетия традиционными стали международные выставки. Непосредственная близость к странам Азиатско-тихоокеанского региона, дружественные, товарищеские взаимоотношения с зарубежными творческими объединениями, приводят к череде взаимообменных выставок и пленэров с Китаем и Кореей. Художники отделения активно творчески путешествуют.

Выставочная деятельность не ограничивается лишь только Хабаровском и  региональными центрами, в 2017-19 годах был проведён передвижной  проект «Родная Земля»  с выставками и мастер-классами, пленэрами и встречами с общественностью по восьми районам Хабаровского края.

Изменилось наполнение художественных выставок – всё большое место занимает декоративно-прикладное искусство, живописные произведения, по сравнению с советским временем, также стремятся к декоративно-сти в цвете и форме. Интересно появление в постсоветский период такого направления, как ювелирное искусство. Его появление и развитие напрямую связано с изменениями в стране. Искусство графики, занимавшее в 70-80-е годы лидирующее положение, отошло в сторону и перестало быть доминирующим, однако художники-графики зачастую работают в дизайне, что влечёт за собой привнесение  новых технологий  в творческий процесс.

     В 2011 году, в год 70-летнего юбилея, в состав нашего отделения входило 90 художников, к сегодняшнему дню нас сто двадцать три художника-творца живописи, графики, скульптуры, дизайна,  декоративно-прикладного, ювелирного и монументального искусств. Два художника Хабаровского отделения имеют звание «Народных художников» - Виталий Петрович Дроздов и Геннадий Дмитриевич Павлишин. На сегодня - это единственные имеющие это почётное звание на всей огромной территории Дальнего Востока. Шести художникам присвоено звание «За-служенный художник Российской Федерации». Троим присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Семерым присвоено звание «Заслуженный художник Хабаровского края». Два художника — Почетные граждане города Хабаровска. Девять художников — Лауреаты премии им. Якова Дьяченко. Двадцать художников — Лауреаты премии Администрации г. Хабаровска в области изобразительного искус-ства. Тридцать четыре художника — Лауреаты премии Губернатора Хабаровского края.

     Большое внимание Хабаровское краевое отделение уделяет молодым художникам — в 2013 году создано «Объединение молодых художников и искусствоведов». В 2014 году учреждены шесть премий им. А.М. Федотова, с 2017 года учреждена премия Народного художника РСФСР им. Г.Д. Павлишина, которые ежегодно вручаются молодым авторам за лучшие произведения, по результатам краевой молодежной выставки. В настоящее время в объединении состоит тридцать человек.

   Традиционен интерес хабаровских художников к пейзажу, это обусловлено географической вытянутостью Хабаровска на пятьдесят километров вдоль Амура и Амурской протоки и на две тысячи пятьсот километров по морскому побережью самого Хабаровского края. Дальневосточное насе-ление включено в природу - для нас природа - не враг, а старший друг и наставник, мы и природа составляем единое целое. Человек-созерцатель живёт в акварельных и написанных маслом тонких по чувству и настрое-нию произведениях Г.А. Палкина, Е.М. Базилевича, Г.С. Гладкой, В.Б. Хахаева, А.А. Рябчука, П.П. Трача. Интересны эмоциональной наполнен-ностью, выполненные в смешанных техниках, пастельные пейзажи А.И. Надёжкиной «Возвращение сквозь» (2020), «Трио» (2020). Пейзажные произведения Ю.Ю. Громовой, И.С. Федотова напротив эмоционально активны и экспрессивны в написании, здесь человек-творец, бунтарь. В.И. Гладкий работая в смешанной технике создает пейзажные урбанистические образы «Вечерний Владивосток» (2020), «Морской порт» (2020). Всё большее внимание уделяет классическому пейзажу С.Н. Логинов, он ухо-дит от ранних опытов с абстрактными композициями в сторону реалистической живописи «Сеновал» (1998), «Лето в деревне» (2016). Пейзажи О.К. Демиховой написаны в реалистической манере, они утонченны по колори-ту и композиционно выверены "Мыс Поворотный. Тайфун подходит" (2019). После окончания в 2015 году с красным дипломом Московского государственного академического института имени Сурикова она вернулась на Родину, сейчас, кроме творческой работы, занимается педагогической деятельностью.  Творчество В.Г. Поповой обретает всё большую де-коративность, пишущая пастозно, можно сказать скульптурно. она вносит в свои картины чистоту не смешанных красок, достигая тем самым боль-шей выразительности. Наиболее всего это видно в её натюрмортах, похо-жих на восточные ковры. Декоративные тенденции наблюдаются в творчестве А.Г. Авдеева, особенно это стало заметно после пленэрной поездки в Индию. Работы представленные на отчётной выставке свидетельствуют об изменении творческого почерка художника, его тяге к большей эмоциональной выразительности своих произведений посредством внесения эле-ментов графики, что выразилось в пленэрных этюдах-картинах написанных в поездках по Приморью. В.П. Хрустов впитал в себя солнце и дух дальневосточной природы, его пейзажи декоративны и лиричны, наполнены персонажами мира. И небо, и деревья, и дома, и люди, и животные – это образ гармоничного мира. Мир в его полотнах притягателен своей искренностью и добротой, как воспоминание о детстве, где всё было прекрасно и без проблем.  Старейший по возрасту художник нашего отделения В.М. Торгашин не перестаёт творчески работать, его большие по формату дальневосточные пейзажи занимают традиционно достойное место в экспозиции выставок. Приятно видеть как творческая энергия не престает изливаться художником на полотна. Живопись его также, как и у других хабаровчан, имеет более напряженную декоративность чем произведения художников иных регионов. Не обошла эта декоративность и Народного художника России В.П. Дроздова. Его тонкие по цветотональным сочетаниям произведения наполнены дальневосточным ярким и сол-нечным напряжением цвета. Среднерусский перламутр вытесняется даль-невосточным солнцем. Однако корни исконной русской культуры прослеживаются в его произведениях, это выражается в его работах-посланиях в которых художник отражает окружающий мир, где он заостряет внимание зрителя и своё на наиболее острых моментах современной жизни российского общества.  

   В жанре городского пейзажа традиционно работают художники-архитекторы: М.Ю. Попов и В.Б. Хахаев, однако если первый любит пи-сать исторические каменные дома-символы Хабаровска, то В.Б. Хахаев переносит своё внимание на деревянные старые дома, его страсть к подобным домам разделяет Е.М. Базилевич. Тонкость и деликатность его работ привлекают зрителя. Также работами на ниве городского пейзажа отмети-ли себя И.В. Меженкова  «Вид на кафедральный собор с ул. Тургенева» (2019), «Утро Рождества» (2019), И.В. Кравчук, В.С. Антонов. Интересны графические произведения Н.И. Холодка. В его работах Хабаровск – Го-род-герой овеянный славой Побед. Городские графические работы С.А. Толмачева символичны, несут в себе заложенное послание. Вырезная гра-фика В. Янышевой обращена к историческому прошлому Хабаровску.                                                                                                                                                                                    

Жанр натюрморта притягателен для художника - лёгкие, воздушные натюрморты М.В. Тарасенко, прописанные с любовью работы Г.И. Глад-кой, много и активно работает в этом направлении И.С. Федотов. Натюр-морты Г.Ф. Арапова отличаются своим тонким колоритом и поиском изящной первоосновы формы предмета, работая на грани реальности и фантазии, он творит свой мир. В большую сторону экспериментальной фигуративности ушёл А.В. Горовой, сочетая различные материалы и тех-ники он наполняет свои произведения личными переживаниями. В мета-форическом наполнении натюрморта много работают Ю.Ю. Громова и Е.Н. Абрамовская это уже и не натюрморт, а картина-концепция с чётко высвеченным символом-посланием. Натюрморты С.Г. Шаронова- это мир тихой жизни старых вещей с утраченным прошлым оставшихся воспоминаний. Его цветочные натюрморты невелики и подчеркнуто строги в цветотоновом исполнении. С.Н. Логинов обращается к теме незаживаемой раны войны в работе «Натюрморт с фотографией отца» (2020). На грани натюрморта и жанровой живописи работает Н.В. Хрустова, цветы и люди соединяясь образуют свой единый идеальный мир - люди становятся цве-тами, а цветы людьми. Интересны эксперименты в технике эмали А.П. Но-мар, Ш.Ф. Шахназарова. Яркие и сочные натюрморты В.П. Хрустова, словно первозданные предметы нового радостного мира, сияют и переливаются. В своих натюрмортах В.П. Хрустов не боится нарушить перспективу и реальный цвет предметов – это не важно, важно эмоциональное и эстетическое сопережевание художника и зрителя, а изображаемые пред-меты лишь повод к диалогу.                                                                              

     Жанра портрета касаются многие художники, однако на выставках последних лет мы их мало наблюдаем. Чаще всего это обусловлено наличием заказчика не стремящегося поделиться с обществом восприятием себя. Ху-дожник в заказном портрете обязан прислушиваться к воле и пожеланиям портретируемого или дарителя портрета и это не всегда идёт на пользу создаваемому произведению. Портретируемыми не редко, по собственному желанию, выступают коллеги-художники – портрет А.П. Номар написанный Ю.Ю. Громовой, горизонтальный по формату где Анастасия изображена с белым лебедем - символом навеянным ею. Ю.Ю. Громова много работает в жанре портрета и сюжетной композиции - собственный авто-портрет. портрет юноши, забытый и т.д. Также обращается к написанию окружающих А.В. Горовой – портрет Оли, портрет Натальи Ковалевской, «Муза» (2020),. И.С. Федотов активно работает в этом жанре. В сотрудничестве в модельным домом Анны Карпусь он создал серию портретов мо-лодых хабаровских красавиц, Иван обращается и к написанию портретов своих близких – портрет дочери, портрет жены. Продолжает выставляться с портретами С.Г. Шаронов. И.А. Заславская создаёт сюжетные фигура-тивные композиции День Победы с двумя ветеранами за длинным столом навеян извечным вопросом краткости человеческой жизни и ухода близких по духу и времени людей. Последнии работы Ирины навеяны эстетикой советского времени – лозунгами и плакатами, символами ушедшей эпохи. Ветеран войны продающий букетики на фоне празника Победы в картине Г.Ф. Арапова. Символична небольшая по формату картина Арапова с птичкой-образом души прилетевшей с неба на поминовение погибших в той страшной войне. Тема военного портрета затронута А.А. Карташовым в произведениях «Комбат батяня» 2020 г. и  «Партизан» 2020 г. К военной теме в портрете обращается А.Г. Авдеев, за последнии годы в сотрудниче-стве с хабаровскими ветеранами Боевого Братства Алексей создал более семидесяти живописных и тридцати графических портретов наших земля-ков погибших в Афганистане, на Даманском, в Чечне, в других локальных войнах и конфликтах. Портреты героев в торжественной обстановке пере-даются в школы и учебные заведения. Портреты пишутся на основе оставшихся, порой абсолютно не качественных фото и видео документов, главными приёмщиками становятся матери и родные ребят. Кроме воен-ных портретов за последнии годы он создал серию групповых портретов своих предков – «Моя родова. Кумахта», «Год 1913-й. Моя Родова», «Гу-раны» и т.д. К теме семьи обращается В.П. Хрустов. Семья в его картинах это образ гармоничного мироздания. Каждый член семьи – неотъемлимая часть мира, убери эту часть и мир поблекнет, как будто цвета из палитры исключишь. В последнии годы Владимир Павлович много работает над тунгусской серией, объединённой темой амурских народов. Люди и при-рода в его произведениях едины и неразрывны. Н.В. Хрустова в своих портретах-образах показывает духовный мир портретируемых, она ухо-дит от индивидуализации в сторону образа иконы, что подчеркивается композицией, рисунком и преобладанием золотистого цвета. В.П. Дроздов верен своей социальной теме в своих полотнах «Крик в ночи», «Окно» с противопоставлением бедного и богатого, униженного и оскорбленного, темного и светлого. Пожалуй Виталий Петрович  сейчас единственный кто в своих произведениях продолжает линию русских художников-передвижников на включенность и активность художника-творца в жизни российского общества. К исторической ретроспективе обращается в своих прозведениях В.М. Торгашин «Мы пришли к вам с миром», о приходе Ерофея Хабарова и русских землепроходцев в середине XVll века на Амур. Скульптурный проект памятника Г.Ф. Невельскому создан В.Ф. Ба-буровым. Скульптурно-барельефное наполнение аллеи пограничной сла-вы исполнен В.В. Гуенком, им же созданы в бронзе символы-образы оли-цетворяющие хабаровские театры. Отрадно видеть наполнение хабаров-ских площадей, парков и скверов скульптурой и скульптурными компози-циями одухотворяющими окружающее пространство.

Тема исторического взгляда на мир свидетельствует о включенности ху-дожника в жизнь и понимание судьбы народа, путей развития. Ведь буду-щее есть только у того, у кого есть прошлое.

В символично-образном поиске новых форм отражения действительности и внутреннего мира продолжают работать А.В. Горовой «Жираф» (2019), «Кочевник» (2019), Ю.Ю. Громова «Того, кого пустил однажды...» (2020), В.Ю. Пичуев в триптихе «Северная рапсодия» (2020) рассматривает тему колымских лагерей в изображении хлипких каменных конструкций, олице-творяющих зыбкость и ненадежность выстроенных зданий.  Графические работы А.М. Тена несут в себе тайну «Карантин» (2020), «Когда пушки молчат» «2020». Подчеркнуто метафоричны образы Н.С. Акишкина «Крест из прошлого» (2018), сам художникам со временем перешёл от больших настенных панно к скульптурным объёмным композициям. М.Н. Ананенко продолжает радовать зрителя своими произведениями выпол-ненными в технике керамики «Волк в овечьей шкуре». (2020), «Моржи. Чукотка» (2020), «Охота на мамонта» (2020). Сказочный керамический мир создаёт К.Б. Гречанов «Путешествие на рыбе» (2020),  «Путешествие по ту сторону керамика» (2020). Используя лучшие традиции  Ближнего и Дальнего Востока создаёт свои произведения Ш.Ф. Шахназаров.

На Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, сложилась в последнии постсо-ветские тридцать лет своя уникальная ювелирная школа. В,Ф Бабуров, Н.А. Новиков, В. Волошенко, А.В. Бабуров, Н. Ковалевская, А.П. Номар, В.А. Широкова и другие достойно представляют регион на выставках раз-личного уровня, многие награждены. Феномен появления ювелирной школы обусловлен социальными изменениями в стране, появлением ново-го «заказчика». Между тем заказ не влияет на качество и уровень создава-емых произведений, каждый художник индивидуален и неповторим.                                                                                                                                                

Хабаровское краевое отделение активно сотрудничает с художественными школами, студиями, детдомами, общеобразовательными учреждениями, с местными средствами массовой информации для популяризации россий-ской изобразительной школы, сохранения национальных традиций. Эта работа проводится Союзом художников совместно с Министерством куль-туры Хабаровского края, управлением культуры города Хабаровска, «БОЕВЫМ БРАТСТВОМ», Хабаровским пограничным институтом ФСБ России, «Союзом женщин Хабаровского края», Хабаровской епархией Русской православной церкви, Уссурийским  и  Амурским казачеством, общественными, военными и государственными учреждениями края.

 

Заслуженный художник Хабаровского края

А.Г. Авдеев                                              

 

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 »  8 стр.