тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.

  Художник-график В. Чайка  сохраняет романтические, несколько придуманные  темы и образы в сериях: «Сказ об Амуре», «Портреты Сикачи-Аляна», но автору ближе историческое прошлое, которое он силой своего воображения воплотил  в цветных литографиях – серия «Посвящается героям Волочаевки» и серия «Посвящение отряду им. К. Либкхнета». Художник А. Карташов в офортной технике  развивает тему дальневосточной природы: «Охота», «Таежная тропа», в которых совмещается сюжетно-тематическое содержание и пространственно-пейзажная среда. Графические работы Р. Юрьянова остаются искренними, с тонким поэтическим  чувством. Таким образом, графическое искусство занимает лидирующее положение, оно вобрало в себя и живописные средства, и декоративные приемы, стало разнообразным в выборе тематики и разнообразным по стилистическим подходам.

  Хабаровские художники конца 70-х годов – это новое поколение, которое расширило видовые и жанровые рамки изобразительного, декоративно-прикладного, декоративно-монументального искусства и дизайна, обладало индивидуальным творческим запасом, способно было решать художественные задачи в крае. Численность художников за это десятилетие возросла.

  В 1981 г. она составляла: 45 членов  СХ  - Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре - 14 человек, Благовещенск – 14 членов, Южно-Сахалинск – 4 члена. Из них живописцев – 38; графиков – 16; монументалистов и прикладников 4; и скульпторов – 5; художников театра – 1; искусствоведов – 2;  народных  мастеров – 9. [29]

  Рассматривая проблемы современного искусства, известный искусствовед А. М. Кантов [30] выделил значительные различия в поколениях художников 60 - 70-х годов. Он считает, что разделение искусства по десятилетиям основано на историческом процессе, в то же самое время внутри каждого десятилетия различают как бы две фазы, каждая из которых занимает примерно пять лет. Дальневосточное искусство, находясь в рамках общих тенденций развития советского искусства, имеет некоторые временные отличия. Изобразительное искусство хабаровских художников в начале 70-х годов  находилось на этапе затянувшегося перехода от «сурового стиля» к «нежному реализму». Графические и живописные произведения стремились к душевной открытости и поэтичности образов, к выбору лирических сюжетов.  С середины 70-х годов проявились тенденции  экспериментирования,  или настал период художников «изобретателей», эксплуатирующих различные стилистические приемы. Конец 70-х и начало 80-х годов – это появление художников «пластиков»,  стремящимися к интеллектуальности и духовности. В 80-е годы творческие позиции как «изобретателей», так и «пластиков» стали неразличимы. Хабаровские художники-семидесятники явно не были подвержены таким резким отличиям, и этот процесс происходил малозаметно. Поколение художников  70-х годов подготовило почву естественного вызревания нового типа творческих умонастроений.

 

Т. А. Давидова

 


 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Из доклада председателя Хабаровского отделения Союза художников РСФСР Романова В. Е. – О деятельности правления с 1967 по 1969 год (20 февраля 1969 г.) //Мастера кисти и резца /Сборник документов государственного архива Хабаровского края - Хабаровск: Издательский дом «Частная коллекция» - Хабаровск, 2007 – с.213.

2. Давидова Т. А. Подготовка художников в дальневосточном регионе: проблемы и перспективы //Материалы конференции: 8-я региональная художественная выставка «Дальний Восток» (октябрь 1997) и 9-я региональная художественная выставка «Дальний Восток» (октябрь 2003) – Хабаровск, 2008 – с.41-41.

3. Преподаватели художественно-графического факультета Хабаровского государственного педагогического института, работавшие в 60 - 70-е годы: Альбинский Леонид Владимирович, 1936 г.р., окончил Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Бельды Андрей Иченгаевич, 1929 г. р., окончил живописное отделение Ленинградского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Букатова Людмила Семеновна – отделение искусствоведения Ленинградского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Вольгушев Евгений Иванович, 1932 г. р., график, выпускник художественно-графического факультета Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина в 1958 г.; Зинченко Григорий Петрович 1933 г. р.- Московский государственный полиграфический институт; Максимовский Александр Михайлович, 1929 г. р., окончил Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в 1958 г.; Метальников И. С. 1927 г. р., живописец, окончил Харьковский государственный художественный институт в 1962 г.; Начапкин Всеволод Владимирович, 1938 г. р., скульптор; Плахов Анатолий Петрович 1939 г. р. – Московский государственный педагогический институт; Петров Борис Сергеевич, 1936 г. р. – Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское); Потапов Геннадий Иванович, 1931 г. р., скульптор, выпускник Московского художественного института им. В. И. Сурикова; Романов Геннадий Николаевич, 1936 г. р., график, окончил Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Романюк Дмитрий Андреевич - окончил Харьковский государственный художественный институт; Соломинцев Владимир Михайлович, 1933 г. р. - окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское);

Федотов Степан Матвеевич, 1930 г. р., окончил живописное отделение Ленинградского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Фентисов Евгений Михайлович, 1929 г. р. – окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в 1960. Работал на художественно-графическом факультете ХГПИ с 1960 по 1984 гг.; Хомутова Клавдия Парфинтьевна – филологический факультет Ленинградского государственного университета; Ярошенко Василий Иванович. 1925 г. р. – окончил Харьковский государственный художественный институт в 1955 г.

3. Старикова В. Г. Художники Приамурья – Хабаровск: Хаб. кн. изд-во, 1968 – с.37-38; с.56.

4. Мастера кисти и резца /Сборник документов государственного архива Хабаровского края - Хабаровск: Издательский дом «Частная коллекция» - Хабаровск, 2007 – с.216.

5. 3-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток» (ноябрь 1969 год): Каталог – Улан-Удэ, 1969 – 72 с.; ил.

6. 4-я республиканская художественная выставка «Советская Россия»: Каталог – Москва, 1970

7. Из протокола заседания бюро Хабаровского Крайкома КПСС – о работе Хабаровского отделения Союза художников РСФСР по подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (17 декабря 1968 г.) //Мастера кисти и резца …. – с.114.

8. Мастера кисти и резца …. – с.216.

9. Всероссийская выставка «Сибирь, Урал, Дальний Восток»: Каталог – Москва,1971.

10. Мастера кисти и резца …. – с.221.

11. Автобиография Лепетухина А. П. (13 мая 2002 г.) //Мастера кисти и резца…. – с.324.

12. Павлишин Геннадий Дмитриевич //Словесница искусств – 1999 - №4 – с.46; Павлишин Геннадий Дмитриевич (род. в 1938 г.) // Мастера кисти и резца. … - с.391-394; Гонтмахер П. Я. Второе рождение книги (Об оформлении Г. Д. Павлишиным «Амурских сказок») - Дальний Восток - 1975 - №12.

13. Поэма о Приамурье. Художник Г. Павлишин /Вст. ст. Вс. Сысоева. – М.: Изобразительное искусство, 1983 - 20 открыток.

14. Республиканская художественная выставка «По родной стране», посвященная 50-летию образования СССР: Каталог – Москва, 1973.

15. 4-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток»: Каталог – Владивосток, 1974.

16. Мастера кисти и резца …. – с.228.

17.Кочешков Н. В. Декоративно-прикладное искусство нанайцев //Декоративно-прикладное искусство Приамурья. - Владивосток, 1995.

18. Мастера кисти и резца …. – с.225.

19. Мастера кисти и резца …. – с.227.

20. Мастера кисти и резца …. – с.293.

21. Хабарова М. Удачно начатый эксперимент //Декоративное искусство СССР – 1983 - № 12 – с. 9-10; Сыч. Е. Художник и город (о творчестве хабаровских монументалистов): каталог – Хабаровск: Хаб. организация Союза художников РСФСР, 1983; Перфирьева И. Ю. Николай Вдовкин – «Мастер живописи, устойчивой во времени» //Художник – 2008 - №1 – 74-77

22. 4-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток» (август, 1975): Каталог – Владивосток, 1975;

23. Мастера кисти и резца …. – с.228.

24. Чернявский А. Г. «Талант особый» - Тихоокеанская звезда – 1974 – 28 ноября - № 278. (о художественной выставке «Край дальневосточный») // Мастера кисти и резца…. - с.291-293.

25.Всероссийская художественная выставка «Советская Россия»: Каталог – Москва, 1978.

26. Республиканская художественная выставка «50 лет г. Комсомольску-на-Амуре» : Каталог – Москва, 1982.

27. Мастера кисти и резца …. – с.217.

28. 5-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток»: Каталог

Улан-Удэ, 1980.

29. Справка о деятельности Хабаровской организации Союза художников РСФСР, направленная первому секретарю Хабаровского крайкома КПСС Черному А.К. (10 апреля 1981 г.) // Мастера кисти …. - с.232.

30. Кантор А. М. Проблемы современного искусства // Советское искусствознание *82. т.1 – М.: Советский художник, 1983 – с.5-31.

 

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.