тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.

  Необходимо отметить высокий художественный уровень графических листов В. Артеменко: «Здравствуй, БАМ!», «Первопроходцы», «Третий разъезд»; Р. Юрьянова: «Начало поселка» (цв. офорт), «Строительные ритмы»; П. Трача: «У старой башни», «Зимний вечер», «Ремонтируют понтон», «Сумерки над таежной рекой»  и многие другие акварели.

  Активно откликнулись на такое событие огромной важности, как строительство Байкало-Амурской магистрали, художники-живописцы. Известный хабаровский художник старшего поколения В. Е. Романов создал серию работ: «Первостроители Зейской ГЭС», «Главный мост БАМа – есть!» и др., отражая трудовые подвиги   строителей. И совершенно иная, полного лирического настроения, была представлена живописная картина М. Татьяниной «Сумерки», посвященная молодым людям,  их взаимоотношениям и нежным чувствам.

  Правдиво отразил характерные черты строителей БАМа и неповторимость дальневосточной природы в живописных произведениях В. Торгашин: «БАМ – первая весна», «Участок самый восточный. Джамку»,  «Буровой мастер»,  «БАМ - первопроходцы», «Трудные грунты БАМа», «Первые километры».  Художники-живописцы молодого поколения также работали над темой – молодежь на БАМе. Виктория Романова создала серию работ: «Сварщик», «Последний пролёт», «Монтажники», «Ровесники моста», в которых автора привлекала индивидуальность образов, совмещение героики трудовых будней и  простых человеческих  характеристик. Удивительно красивую по композиции и живописным качествам работу написал Сергей Петухов «БАМ. Привал».  

  Художники монументального искусства В. Селиванов и Б. Федоровский внесли свой вклад в развитие культуры Дальнего Востока. Они активно откликнулись на заказы по оформлению «бамовских» вокзалов. На станции Сулук были выполнены декоративное панно в технике флорентийской мозаики - «Первостроители». Эта значительная  по художественному уровню, объему и техническому исполнению работа  была отмечена, и художников награждили медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1983). На тематических и юбилейных выставках, посвященных стройке века, обязательное место занимали плакаты, которые называли «оперативным жанром монументальной графики» [27]. В этих агитационных и социальных плакатах звучали призывы к трудовым подвигам и отражались успехи стройки века. Дизайнерские подходы проявились в плакатах известных художников: В. Артеменко, Е. Бурлова, А. Карташова, Г. Кутурова и других авторов. В плакатах Г. Палкина отразилась его социально-активная жизненная позиция, он обратил внимание на проблемы освоения Дальнего Востока через призму экологии и сохранения флоры и фауны Дальнего Востока.

  Как ни удивительно, но тема Байкало-Амурской магистрали нашла свое решение не только в изобразительном и декоративно-монументальном  искусстве, но и в различных видах декоративно-прикладного искусства. Гобелен «От Байкала до Амура» в технике ручного, шпалерного ткачества выполнил Ильгис Галиуллин, а Надежда Галиуллина на тему «Мы строим БАМ» расписала по шелку два декоративных платка и декоративную композицию-триптих. Художник-керамист В. Лапшин, используя возможности пластичного материала, создал керамическую декоративную композицию   «Ритмы Сибири» (шамот, терракота), которая экспонировалась на краевой художественной выставке  «60 лет ВЛКСМ» и республиканской художественной выставке «Мы строим БАМ» (Улан-Удэ, 1979). Н. Акишкин в своих декоративных панно из меха и кожи тему БАМа решает как образ дальневосточной таежной природы. Работы художника были отмечены премией  ЦК ВЛКСМ (1978).

  Большим событием для молодых хабаровских художников: Н. Акишкина, В. Амельянчика, Н. Вдовкина, А. Гурикова, В. Дроздова, Г. Палкина, В. Смирнова и других мастеров явилось участие во Всесоюзной художественной выставке «Молодость страны», (Москва, 1976), Всероссийской выставке «Молодые художники России – 60-летию Ленинского комсомола» (Москва, 1978). Особым событием культурной жизни Дальнего Востока, а также своеобразным итогом 70-х годов явилась 5-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток» (Улан-Удэ, 1980) [28]. Таким образом, дальневосточными художниками был приобретен бесценный опыт участия в серьезных тематических и центральных выставках, что способствовало повышению профессионализма, искоренению «периферийности», современных взглядов на искусство.

  В конце 70-х годов в творчестве художников изменились позиции, наметилось становление новых мировоззрений, произошло формирование нового типа художественного мышления. Например, в живописных работах Валерия Сахатова: «На маяке Аури. Мальчик на маяке» (1998), «В лимане Амура», «Дождь и люди» и др. художник тяготеет к гармоничным обобщениям, в  его поле зрения попадают явления, казалось бы, случайные,  еще до конца не найденные. Главенствующим в «картинах-ощущениях» становятся изобразительные образы, они поглощаются средой, которая состоит из света и цвета. Лепетухин А. П. создает «пейзажи-размышления», когда сюжеты не сводятся к элементарному повествованию, они стремятся больше к осмыслению действительности: «Перекат», «Старый причал», «Амурская набережная»,  «На Амуре» и др.

  Тематическая картина также заметно меняется, наблюдается нарастание обобщенных сюжетов, символических образов. Эти тенденции проявились в станковых произведениях художников В. Романова, Г. Зорина, В.  Степанова и др. Обращает на себя внимание полотно В. Торгашина «Мы пришли с миром», в композиции которого явно преобладают черты монументальности.

  Переживает возрождение композиционный портрет, где портретный образ решается как тематическая картина, в сочетании с пространственной пейзажной или интерьерной характеристикой. Интерес представляют портреты В. Дроздова: «42-ая навигация. Портрет капитана теплохода Болдырева Вениамина Алексеевича, Героя Социалистического труда», «После ночного дежурства» (левая часть диптиха «За Амуром палы»), «Сосна Петр Поликарпович. Первостроитель Комсомольска-на-Амуре. Воспоминания» и др. Художника интересует не только портретное сходство, но и реальная среда, жизненная ситуация героя, что ведет к увеличению формата полотна, и таким образом как бы расширяются рамки психологической образности. В портретных работах М. Татьяниной: «Семейный портрет», «Ветеран», «Портрет хирурга Б. Кейзера» большую роль играет живописное воссоздание атмосферы среды. В. Романова обращает внимание на романтическую эмоциональную насыщенность в своих произведениях: «Художник и модель (Арон Бух с женой)», «Мужской портрет», «Оля Омкина - механизатор, делегат XIX съезда комсомола».

  Портретный жанр нашел воплощение в графике. В. Амельянчик не ставит задачу сохранения сходства, в офортных листах: «Профессор А. П. Нечаев», «Художник Д. А. Романюк», «Искусствовед К. П. Белобородова», «Детский врач В. П. Витько», «Рентгенолог В. М. Минокин» он расширяет образное пространство, характеризуя своих знакомых в окружении сложной пространственной и временной обстановки, с дополнительными элементами атрибутики, усиливающими эмоциональное впечатление. Позже в известной портретной серии: «Первооткрыватели Дальнего Востока»:  «Пора больших ожиданий. Н. Муравьев-Амурский»;  «Залив счастья. Капитан Г. Невельской»; «Начало Хабаровска. Капитан Я. Дьяченко»; «Грозные вести с Камчатки. В. Завойко»; «Амурская экспедиция. Географ М. Вьюнков» художник вполне убедительно решает работы как графические картины на историческую тему. Геннадий Кутуров в своей портретной серии «Исследователи Дальнего Востока»: С. Макаров, Витус Беринг, Г. Невельской показывает не только портретное сходство, а окружение, раскрывающее обобщенные образы русских офицеров.

  Пейзажный жанр приобрел большее разнообразие. Наряду с традиционным типом пейзажа, где тонко и чувственно присутствует пространство (А. Федотов, С. Федотов, Г. Зорин, В. Торгашин и др.) развивается пейзаж, где пространственная глубина сочетается с плоскостной узорной отделкой поверхности картины. Просматривается появление такого направления в пейзажной живописи как «пейзаж-переживание» с романтической страстностью и сильными цветовыми созвучиями. Это  характерно для творчества  В. Сахатова («Белый пароход», «Красный вечер», «Дождь у моря» и др.), А. Лепетухина (серия «Вечер в деревне»). Пространственная среда как символ эмоционального переживания в живописи просматривается в пейзажах: Г. Палкина, Н. Вагина, А. Блажнова,  Ю. Дунского и других молодых художников. Пейзажный жанр сочетается с сюжетно-тематическим содержанием («пейзаж-картина»), когда для художника равнозначными становятся  и пространственные мотивы, и  происходящие события, включенные в контекст пейзажа (В. Торгашин «Осенняя путина», «Праздник на Амуре»). Находит продолжение индустриальный пейзаж, но не такой пафосный, как в 50-е годы, или героически-монументальный в конце 60-х годов. Индустриальные пейзажи В. Горячева, П. Трача больше приближаются к тематической картине и воспринимаются как единое целое человека с природой.

  С середины 70-х годов наблюдается особый всплеск акварели не только как эскизной техники, но и как самостоятельного вида творчества. Поражают своим мастерством и техничностью, влюбленностью в мир природы акварельные листы  Г. Палкина. Тема красоты дальневосточной природы находит свое воплощение в серии работ А. Макашина «Край дальневосточный». В акварелях Г. Кутурова обыденные темы: «Коряги и чайки», «Горы Сахалина», «Море синее», «Сентябрьский берег Сахалина» становятся значительными, эмоционально воздействуют на мир человеческих чувств. Художник-акварелист П. Трач выбирает темы  освоения природы человеком труда: серия «На берегу Амура», серия «Там, где бежит Сукпай». Художника А. Рябчука привлекают сюжеты, на первый взгляд, незначительные, но некоторые детали или композиционные ракурсы  уводят зрителя от этюдности (фиксации реального мотива или состояния) и придают  акварельным листам определенную завершенность.

  Творческая деятельность А. Нежинского началась тоже с акварели. Его ностальгические листы о городе Комсомольске-на-Амуре: «Старый добрый двор», «Бульвар ветеранов», «Улица Красногвардейская», «Вечер» и др. решены, как картины, в них тематическая направленность выступает более важной стороной, чем конкретный городской мотив.  

  В этот период (конец 70-х годов) утвердился офорт. Офортные композиции также представляют собой по существу живописные картины, только выполненные графическими средствами. Особого внимания заслуживают офорты А. Гурикова. Его творческий диапазон  – обширен, от исторической тематики: «Экипаж самолета «Родина», «Начало города», «Песня о городе» «Комсомолия» до современных событий: «Амур – рабочая река», «На страже дальневосточных рубежей», «Космос».   Художник-график В. Смирнов выбирает для своих работ острые и динамичные темы  - это серия «Молодость и спорт» («Кросс», «Победители»), серия «Космос» («Укрощение огня», «Продолжение мечты»). Художник насыщает сюжеты силой, мужественностью, стремлением к победе.  Близки по эмоциональному состоянию, динамическому решению офорты В. Артеменко - «Атака», «Победа. Гол» из серии «Русский хоккей». Но  наиболее выразительными офортами В. Артеменко, выполненными в 1979 году, остаются: «Заполярный порт Певек», «Прииск Валькумей», «Кекуры» из серии «По Западной Чукотке».

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.