тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.

  Значительным событием в плане становления декоративно-прикладного и монументального искусства в крае явился приезд молодых художников, выпускников Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова: Петра Ивушкина, Виктора Пащенко, Владимира Селиванова, Бориса Федоровского. Их художественно-монументальная деятельность в городах и поселках Дальнего Востока  была резким контрастом на фоне распространенных оформительских работ. Декоративные панно в технике сграффито или флорентийской мозаики, фрески, выполненные художниками, показали  профессиональный уровень монументально-декоративного искусства. Это действительно были работы творческого характера, которые были внедрены  в реальную среду и в то же время экспонировались на художественных выставках. Назовем основные объекты, выполненные В. Селивановым и Б. Федоровским в 70 - 80-е годы: росписи в гостинице «Дальний Восток»: «Русские на Амуре», «Первопроходцы», «Амур»; росписи во Дворце пионеров г. Биробиджана;  сграффито «Человек и море» и роспись «Сквозь тайгу» в Доме культуры портовиков пос. Ванино; панно «Дальний Восток» для Вяземского отдела культуры и декоративно-монументальные работы в других районах Дальнего Востока.

  В мастерских Художественного фонда  Хабаровской организации СХ работали многие художники, реализуя слияние творчества и производственной работы. Николай Вдовкин, обладая организаторскими способностями, сумел собрать вокруг себя заинтересованных художников. И сейчас многие вспоминают о том, какая была увлеченная атмосфера и как было интересно в этой обстановке работать. В это время начала формироваться мастерская эмальерного искусства. Н. Вдовкин был  учеником и учителем, он подготовил талантливых художников прикладного искусства. Эмальерное искусство, начатое Н. Вдовкиным, продолжили художники: Андрей Авдеев, Виктор Босов,  Анатолий Конченков, Андрей Муранов и др. Н. Вдовкин - художник с большим художественным вкусом, в своих эмальерных работах он соединяет декоративные, живописные и графические приемы. Для его раннего творчества характерным является  давление материала, его технических возможностей, цветовых переливов, фактурных эффектов расплавленных эмалей. Сегодня Николая Вдовкина считают лидером российской школы художественной эмали, признанной в России и в Европе.  

  Впервые в Хабаровском крае в общественных интерьерах появись гобелены ручного ткачества и художественные произведения в технике росписи ткани. Художники И. Галиуллин и Н. Галиуллина выполняли заказные работы – декоративные панно в технике ручного ткачества. Холл гостиницы «Амур» украшает гобелен «Морской».  Для интерьера гостиницы «Восток» был изготовлен гобелен «Пространство». Гобелен «Зимний лес» закупила у художников клиника «Микрохирургия глаза». Сами художники считают наиболее удачной композицией  гобелен «Просвещение», выполненный для Хабаровской краевой библиотеки, а также расписные шторы для шахматного клуба в г. Биробиджане.

   И. и Н. Галиуллины создали значительные произведения не только для украшения интерьерного пространства, но и как тематические работы выставочного характера. В этих композициях художники стремились выразить свои художественно-творческие замыслы, реализовать сложные изобразительные сюжеты декоративными средствами. Панно «Порт» экспонировалось на Всероссийской художественной выставке «По родной стране» (1978) [25]. Позже были выполнены «картины-гобелены»: «Вместе с флотом», «Свежий ветер», «Весть». Произведения И. и Н. Галиуллиных становились центром, особым акцентом экспозиций, украшая выставочные помещения.

  После поездки на Сахалин Ильгис Галиуллин на краевой выставке  представил удивительно тонкие по цвету, живописные, почти акварельные, расписные по шелку работы: «Чайки», «Отражение», «Водопад», «Морские дали» и др. Художественная манера Н. Галиуллиной - более декоративная, она строит свои композиции, учитывая рисунок контурных линий, ритмический повтор активных цветовых заливок и фактурных эффектов. Например, ранние батики: «Ракушки», «Театр», «Фонтан», «Волшебный сад» и др. обладают композиционной продуманностью и цветовой организацией. В них проявилась классическая ленинградская школа декоративного искусства. Необходимо отметить, что И. и Н. Галиуллины, работая на художественно-графическом факультете, создали в Хабаровском крае школу батика, многие их ученики стали известными художниками.

  Интерьерная среда безликих урбанизированных архитектурных построек 70-х годов требовала внесения в нее эстетического разнообразия, авторских произведений декоративного искусства.

  Своеобразие материала, именно дальневосточного и таежного по своей сути, отличает творчество художника Николая Акишкина. Он использует уникальное сырье - мех и кожу в сочетании с другими материалами: деревом, костью, металлом. Заметным явлением в городе стали интерьеры, в которых находились декоративные панно из меха: залы ресторана «Турист», в кафе клиники «Микрохирургия глаза» им. В. Федорова и другие общественные интерьеры Хабаровска.

  В это время получила развитие художественная керамика. Эрнест Буданцев – известный художник-керамист, скульптор, обладающий  узнаваемым стилистическим подчерком. Его творческий диапазон – весьма значительный, от изделий малой пластики до архитектурно-монументальных объектов городской среды. Художник совместно с архитекторами участвовал в разработке памятника «50 лет образования СССР» на площади возле заводоуправления «Энергомаш» (не сохранился). Художника больше привлекают сюжетные композиции, с передачей пластического образа, возможно, поэтому он предпочитает работать с шамотом, терракотой, избегая ярких цветных глазурованных покрытий. Особое внимание в творчестве художника уделяется детской тематике: «Дети Амура», «Играющие дети»  и др. В настоящее время сохранились декоративные панно (горельефы) в Доме пионеров (ныне – Центр детского творчества) в г. Биробиджане.

  Виталий Лапшин - художник-керамист другого направления. Он относился к глине как к органично строительному и пластичному материалу. В керамических композициях преобладают геометрические, четкие и выверенные по пропорциям объемы – это напольные вазы «Таёжные»;  декоративная пластика «Муки творчества»; декоративная пластика «Листья» и другие работы были внедрены в архитектурную среду различных помещений города.

  Открытие Хабаровского завода художественной керамики, позже вошедшего в объединение народных художественных промыслов,  способствовало развитию сувенирной и бытовой продукции. В 1975 году на завод художественной керамики приехали молодые специалисты: И. Оркина и П. Оркин после окончания Хотьковского художественного училища им. В. Васнецова. Особое место в жизни города и Дальнего Востока сыграла художница Ирина Оркина, ставшая впоследствии лидером среди молодых художников и энтузиастов,  увлеченных искусством керамики. Результатом их творческой деятельности были выставки в Хабаровске, Хабаровском крае и в Приморье. Для дальневосточного региона искусство керамики было новым видом творчества. У истоков развития керамики на Дальнем Востоке стояли художники-педагоги: Борис Петров и Эрнест Буданцев. Созданию керамической школы в крае способствовала Тамара Давидова, она подготовила художников, увлекающихся керамикой и декоративно-прикладным искусством.  Керамические изделия стали активно выставляться в экспозициях различного уровня и участвовать в художественной организации среды.

  Развитие в крае получила художественная обработка дерева как скульптурного, так и декоративного направления изобразительного и декоративного искусства. Виктор Джунь – известный резчик по дереву. Его объемные скульптуры: «Воспоминание», «Ночь», «Золотая Ригма» (совместно с учеником Б. Ф. Стародубовым)  и другие произведения обладали удивительной пластикой и культурой обработки материала. Художник принимал участие в оформлении общественных интерьеров, его резные панно украшают холлы дальневосточных санаториев («Кульдур», военный санаторий в Приморье), гостиниц и др. помещений. В парке «Динамо», в детском парке им. Гайдара  стояли детские игровые площадки с резными из дерева скульптурами (не сохранились). В. Н. Джунь – известный педагог, зав. кафедрой прикладного искусства, создал свою скульптурную школу. Многие его выпускники в настоящее время работают в области скульптуры и художественной обработки дерева.

  Высокопрофессиональным специалистом, чувствующим богатейшие художественные возможности дерева как материала, был Владимир Соломинцев, выпускник Московского Высшего художественно-промышленного училища  (б. Строгановского). Дальневосточная природа легла в  основу его декоративных панно в общественных интерьерах Хабаровска: рестораны «Уссури» и «Дальний Восток» и др., а также в выставочные произведения, где особое место занимали точенные из дерева игрушки и декоративные композиции.

  Удивительным событием для зрителей и коллег художников стало обращение художника-графика Дмитрия Романюка к такому виду художественного творчества как выполнение картин из природных (растительных) материалов. Художник использовал различные по фактуре и цвету древесную кору, бересту, капы, листья, ветки, разрезанные на торец, сухие распилы древесных грибов, опилки и др. Графические по замыслу, но сделанные в технике древесной мозаики или  флористики, произведения явно переходили из графики в разряд декоративного искусства.  По-разному можно относиться к этим работам, но в них присутствует большая любовь художника к дальневосточной природе. В настоящее время их можно увидеть в холлах больницы «Микрохирургии глаза» им. В. Федорова.

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.